ПРАКТИКУМ: ИМПУЛЬCНЫЙ СВЕТ

ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ | #3

Задача практикума: получение знаний и первичных навыков по работе с импульсными источниками света (на основе уже имеющихся знаний о количестве и качестве света).

Первоначальная работа с постоянным светом (естественным и искусственным) проводилась в качестве самостоятельных заданий к двум предыдущим занятиям, однако работа с импульсным светом (flash lighting) требует дополнительных знаний и навыков – это и является содержанием третьего занятия.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Какие особенности имеет работа с импульсным светом в отношении экспозиции?

Экспонометр.

Встроенный в камеру бесполезен в таком сценарии, поэтому или использовать внешний, или оценивать экспозицию на глаз, просматривая получающиеся пробные кадры на экране/мониторе.

Выдержка.

Очевидно, вспышка света от импульсного источника должна происходить тогда, когда затвор полностью открыт, то есть они должны быть синхронизированы. Для этого на башмак камеры устанавливается радиосинхронизатор (flash trigger, radio transmitter), передающий сигнал по беспроводной связи в определённом диапазоне частот (как правило, 2,4 МГц).

Однако есть такой нюанс: на очень коротких выдержках (например, 1/500, 1/1000) вторая шторка затвора начинает опускаться уже тогда, когда первая ещё не конца открыла матрицу. Фактически получается, что нет момента времени, когда матрица открыта полностью: в каждый момент открыта лишь её часть (визуализируйте горизонтальную щель между двумя шторками, которая на протяжении выдержки перемещается вертикально вдоль матрицы). При работе с постоянным светом (естественным и искусственным) это не проблема, поскольку он спокойно успевает попасть на всю площадь матрицы через эту щель. А вот для импульсного света это проблема, ибо при однократной вспышке, которая очень краткосрочна по своей продолжительности сама по себе, свет успевает попасть только на часть площади матрицы. Оставшаяся же часть остаётся прикрыта одной или обеими шторками, и это, само собой, видно на всех получаемых фотографиях. Значит, работая с импульсным светом, нельзя допускать работы шторок в таком щелевом режиме: надо знать предел значения выдержки, при которой матрица открывается полностью, так называемую выдержку синхронизации (flash sync speed). Для разных моделей камер это значение может отличаться, обычно это 1/200 или 1/250.

Практика: выяснить и запомнить выдержку синхронизации своей камеры.

Если поставить выдержку короче, чем выдержка синхронизации (например, 1/500, 1/1000), то на всех фотографиях будут полосы от шторок, то есть этого делать нельзя. А можно ли поставить более длинную выдержку (например, 1/125, 1/100)? Конечно! И что интересно, экспозиция и на 1/125 и на 1/100, и даже на 1/8 и далее будет абсолютно одинаковая. Почему? Потому что длительность импульса настолько краткосрочна, что увеличение интервала времени открытости матрицы ничего не меняет (других источников света нет).

Осознайте это: при работе с импульсным светом за передачу движения объекта съёмки отвечает уже не выдержка, а длительность импульса света, попадающего на него!

Примечание о длительности импульса. ↓

Вообще, для общего развития, интересно иметь понимание о фактической длительности импульса света (flash duration) вспышки. Она зависит от мощности импульса, модели и используемого режима работы. Надо сказать, что производители импульсного оборудования несколько хитрят, и в спецификациях указывают не полную длительность вспышки (когда от энергии импульса остаётся 0%), а частичную (когда остаётся 50% – пишется как t0.5; или 10% – t0.1).

Для уже снятых с производства, но пока ещё очень распространённых Profoto D1 500 производитель скромно утаил значения длительности по t0.1, открыв лишь значения по t0.5: на максимальной мощности (500 Дж) длительность равна 1/2600 (t.05); для грубой оценки по t0.1 этот показатель необходимо умножить на три, и получим длительность ~1/800 (t.01).

Для Profoto D2 500 на максимальной мощности (500 Дж) в обычном режиме, длительность равна 1/1000 (t0.1). При понижении мощности длительность будет ещё короче (у D1, кстати, наоборот); плюс у этой модели есть режим Freeze, позволяющий сокращать её ещё примерно вдвое.

Godox AD300Pro является образцом открытости: мало того, что указаны значения по t0.1, так для ещё и для каждого значения мощности можно увидеть длительность прямо на дисплее, и эти значения таковы (эти данные не точные, судя по тестам, но очень близки к указанным):
1/1 (300 Дж): 1/280
½ (150 Дж): 1/805
¼ (75 Дж): 1/1670
⅛ (37,5 Дж): 1/2810
1/16: 1/4400
1/32: 1/5850
1/64: 1/7660
1/128: 1/9460
1/256 : 1/12000

Теперь у вас есть представление о длительности импульса света от вспышек. При обычной студийной портретной съёмке для хорошей экспозиции (при базовом ISO, апертуре f/8, и близко расположенном хорошем большим софтбоксом или зонтом с диффузором) достаточно иметь всего лишь 60-100 Дж. Для Profoto D1/D2 500 это значения на шкале мощности от 7 до 8 (62,5-125 Дж), а для Godox AD300Pro это значения от ⅛ до ¼ (37,5-75 Дж) – ну, или на треть ступени повыше. В таких условиях и AD300Pro, и D2 500 будут выдавать длительность импульса порядка 1/2000, чего достаточно для самого быстрого человеческого движения (а вот D1, кстати, сильно не дотягивают до такого показателя).

Вскользь упомяну, что в более сложных съёмочных условиях, когда есть и постоянный свет и импульсный, выдержка может быть и длиннее выдержки синхронизации, и даже короче. Можно поставить более долгую, если помимо импульса нужно запустить на матрицу имеющийся в сцене постоянный свет. А можно и даже более короткую в специальном режиме работы вспышки (high speed sync, HSS), если нужно имеющийся в сцене постоянный свет прибрать именно за счёт выдержки.

Отверстие диафрагмы (апертура).

Здесь нет никаких ограничений, можно использовать любую апертуру, соответствующую художественному замыслу. Однако добавлю, что чёткость (sharpness, acutance) изображения будет неодинаковой при различных значениях апертуры.

Открытие и прикрытие диафрагмы, как всегда, приводит к пропорциональному изменению экспозиции. Соответственно, для сохранения экспозиции при изменении апертуры мощность вспышки должна быть скорректирована на то же число ступеней экспозиции.

ISO.

Обычные накамерные вспышки имеют не очень большую выходную мощность (скажем, для Godox V1 или Profoto A1 это 76 Дж), поскольку имеют свои ограничения по питанию, габаритам, весу и задачи. Но вспышки других категорий имеют гораздо больший запас мощности, что позволяет получить хорошую экспозицию практически в любых условиях, не прибегая к её симуляции через ISO. Поэтому при работе с импульсным светом для достижения наилучшего качества изображения необходимо выставлять так называемое базовое значение ISO (base ISO), которое отличается для разных моделей камер.

Практика: выяснить и запомнить базовое ISO значение своей камеры.

Таким образом, при работе с импульсным светом, выдержка и ISO остаются неизменными, а управление экспозицией идёт только через апертуру (внутренний фактор) и источник импульсного света (внешний фактор). Дополнительно к внешним факторам, оказывающим влияние на экспозицию, относятся, конечно, и сам объект съёмки, и сцена, но, поскольку влияние этих факторов будет точно таким же, как и при работе с постоянным светом, нет смысла это акцентировать (но упомянуть можно).

Пользовательские режимы съёмок.

Пользовательские режимы съёмок (сustom shooting modes) у Canon, они же режимы пользовательских настроек (user settings modes) у Nikon очень удобны, если вы периодически сталкиваетесь со съёмкой в повторяющихся условиях, и особенно, если таких видов съёмок несколько. Готовясь к съёмке, целесообразно заранее продумать необходимые настройки и записать в один их в один из режимов. Для работы с импульсным светом рекомендую обязательно включить в режим значения: ISO (на базовом уровне), выдержки (на выдержке синхронизации), апертуры (на f/8). Из дополнительного, можно включить в режим

Практика: установить свой пользовательский режим для съёмки с импульсным светом. Записать туда значения базового ISO, выдержки синхронизации, апертуру f/8.

Регулировка мощности импульсных источников.

Шкала мощности импульсных источников отрегулирована по ступеням экспозиции, то есть каждое изменение на одну основную единицу шкалы даёт двукратное изменение мощности импульса. Основные значения шкалы могут иметь вид: 10.09.08.07.06.0 – …, или дробный: 1/11/21/41/81/16 – …

Profoto D1/D2 500 Godox AD300Pro (дробная шкала)
Значение шкалыНоминальная мощность, ДжЗначение шкалы Номинальная мощность, Дж
10.05001/1300
9.02501/2150
8.01251/475
7.062,51/837,5
6.031,251/1618,75
5.015,6251/329,375
4.07,81251/644,6875

Для более удобной и точной настройки между основными значениями шкалы есть и промежуточные. Так, в источниках Profoto используется шаг в одну десятую ступени, и при значении, например, 7.6 номинальная мощность равна 100 Дж (62,5 Дж + 0,6*62,5 Дж или 62,5 Дж * 1,6). А при 8.6? Очевидно, в два раза больше (на одну целую ступень) то есть 200 Дж. В источниках от Godox, кстати, больше гибкости: можно выбрать как любой вид шкалы (10.0 или 1/1), так и любую величину шага для промежуточных значений (одну десятую или одну треть).

Резюмируя особенности работы с импульсным светом в отношении экспозиции:
– внешний экспонометр;
– выдержка = выдержка синхронизации;
– за передачу движения отвечает длительность импульса света;
– апертура = любая;
– ISO = базовое значение ISO;
– контроль экспозиции происходит через апертуру и источник света;
– мощность источников регулируется по ступеням экспозиции.

ТИПОЛОГИЯ СВЕТА

Теперь можно переходить к съёмочной части практикума, и лучше всего то сделать через создание светотеневых портретов.

Работа с рисующим светом (key light).

Ось света – центральная линия направления распространения света, ось лица – линия направления лица (носа модели), ось камеры – линия направления объектива камеры. Светотеневой рисунок определяется углом межу осью света и осью лица; выделяют несколько видов светотеневых рисунков.

1. Боковое освещение (side lighting, split lighting) характеризуется тем, что рисующий свет освещает одну половину лица, а вторую оставляет в тени.

Условие получения split lighting – угол между осью света и осью лица должен составлять 90°.

split lighting

Если не нужно строгое разделение пополам, то можно сократить этот угол до ~80° – это поможет уменьшить площадь некоторых непривычных для взгляда зрителя теней (особенно актуально для жёсткого и направленного света). По высоте лучше держать примерно на уровне глаз, но, если требуется ещё более драматический эффект, можно попробовать выше или ниже.

Угол между осью лица и осью камеры может быть любой, как и угол между осью камеры и осью света, если сохранено условие: угол между осью света и осью лица должен составлять 90°.

На примерах 2 и 3 можно увидеть альтернативные положения камеры (когда нет желания или возможности вращать свет и лицо), а на примерах 4 и 5 – альтернативные положения света и лица (когда нет желания или возможности менять положения камеры). В отличии от первого примера, теперь у лица есть ближняя и дальняя части.

Если ближняя часть лица находится в свете (примеры 3 и 5), то такое освещение называют широким (broad lighting), если ближняя часть лица находится в тени (примеры 2 и 4), то – коротким (narrow lighting).

Само собой разумеется, что во всех примерах свет может быть расположен и зеркально. Это тоже является важным творческим решением! В большинстве художественных работ можно заметить, что свет приходит слева.

2. Рембрандтовское освещение (Rembrandt lighting) характеризуется наличием небольшого треугольника света под глазницей, расположенной дальше от источника света.

В англоязычном пространстве за такой схемой закрепилось название Rembrandt lighting. Конечно, и другие художники использовали в своем творчестве такую схему (в том числе и предшественники, например, Тициан и Караваджо). А в его работах можно найти и любые другие световые схемы (в том числе даже использование заднего света как рисующего), но именно эта является наиболее часто встречающейся в его портретуре.

Условие получения Rembrandt lighting – угол между осью света и осью лица должен составлять 45°-60°.

rembrandt lighting

45°-60° – это конечно, условность, ориентироваться нужно по создаваемому пятну.

Примеры 7 и 8 – альтернативные положения камеры, примеры 9 и 10 – альтернативные положения света и лица. При этом, 8 и 10 – широкое освещение, 7 и 9 – узкое освещение.

3. Петлевое освещение (loop lighting) характеризуется небольшой петлеобразной тенью от носа, падающей по диагонали.

Условие получения loop lighting – угол между осью света и осью лица должен составлять 15°-45°.

loop lighting

В отличие от рембрандтовского освещения, тень от носа короткая и пятно света (на дальней от света стороне лица) не замкнуто.

Аналогично примерам 2, 3, 4, 5 и 7, 8, 9, 10, разумеется, возможны и альтернативные положения камеры, и альтернативные положения света и лица, получая, соответственно, широкие и узкие вариации loop lighting.

4. (butterfly lighting) характеризуется небольшой тенью от носа, падающей ровно вниз.

Условие получения butterfly lighting – угол между осью света и осью лица должен составлять 0° (и источник должен быть высоко).

<схема 12>

Опять же, возможны и альтернативные положения камеры, и альтернативные положения света и лица, получая, соответственно, широкие и узкие вариации butterfly lighting.

5. (flat lighting) характеризуется отсутствием теней.

Условие получения flat lighting – угол между осью света и осью лица должен составлять 0° (и источник должен быть на уровне камеры по высоте).

<схема 13>

И опять же, возможны и альтернативные положения камеры, и альтернативные положения света и лица, получая, соответственно, широкие и узкие вариации flat lighting.

В отличие от всех других вариантов, при данном варианте расположения рисующего света части лица модели не имеют ни собственных, ни падающих теней, и объём создаётся за счёт разных углов отражения света на поверхности лица.

Добавление заполняющего света (fill light).

Добавление заднего света (rim light, hair light, etc.).

Фоновый свет (background light).