ПРАКТИКУМ: ИМПУЛЬCНЫЙ СВЕТ

ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ | #4

Задача практикума: закрепление знаний и получение первичных навыков по работе с импульсными источниками света (на основе уже имеющихся знаний о количестве и качестве света, а также особенностях работы с импульсным светом) путём создания светотеневых портретов в рамках классического портретного освещения.

РисующиЙ свет (key light).

Ось света – центральная линия направления распространения света, ось лица – линия направления лица (носа модели), ось камеры – линия направления объектива камеры. Светотеневой рисунок определяется углом межу осью света и осью лица; выделяют несколько видов светотеневых рисунков.

1. Боковое освещение (side lighting, split lighting) характеризуется тем, что рисующий свет освещает одну половину лица, а вторую оставляет в тени.

Условие получения split lighting – угол между осью света и осью лица должен составлять 90°.

Если не нужно строгое разделение пополам, то можно сократить этот угол до ~80° – это поможет уменьшить площадь некоторых непривычных для взгляда зрителя теней (особенно актуально для жёсткого и направленного света).

Угол между осью лица и осью камеры может быть любой, как и угол между осью камеры и осью света, если сохранено условие: угол между осью света и осью лица составляет 90°.

На примерах 2 и 3 можно увидеть альтернативные положения камеры (когда нет желания или возможности вращать свет и лицо), а на примерах 4 и 5 – альтернативные положения света и лица (когда нет желания или возможности менять положения камеры). В отличие от примера 1, теперь у лица есть ближняя и дальняя части.

Если ближняя часть лица находится в свете (примеры 3 и 5), то такое освещение называют широким (broad lighting), если ближняя часть лица находится в тени (примеры 2 и 4), то – коротким (narrow lighting).

Само собой разумеется, что во всех примерах свет может быть расположен и зеркально. Это тоже является важным творческим решением! В большинстве художественных работ можно заметить, что свет приходит слева.

Что касается высоты расположения источника (в любой световой схеме), то есть рекомендуемый диапазон положений, в которых можно экспериментировать, и нужно просто понять обе границы этого диапазона.

Слишком высоко: это когда в глазах уже не видны блики (catchlights), глаза не освещены, надбровные дуги создают тень на всю глазницу и ниже (racoon eyes), тень от носа пересекается с верхней губой. Если вам не нужен такой специфический эффект, избегайте такого положения, это уже за границей допустимого диапазона в классическом портрете.

Слишком низко: привычные тени, например, тень от носа, совсем пропадают, и вместе с ними пропадает и объёмность, или ещё хуже: на лице начинают появляться непривычные, странные тени, которых никогда не видно при нормальном освещении. Нередко эту ошибку можно встретить на фотографиях у окна, когда над головой недостаточно оконного проёма, и свет заходит не настолько сверху, как требуется для получения хорошего рисунка – в таком случае модель достаточно посадить.

Резюмируем: высота положения источника имеет огромное значение, и нужно понимать допустимый диапазон этих положений. Рекомендации, описывающие высотное положение в духе «расположить на уровне глаз / выше уровня глаз / на уровне лица» не работают! Ориентироваться нужно по рисунку (на данной модели, с данным модификатором и т. д.).

2. Рембрандтовское освещение (Rembrandt lighting) характеризуется наличием небольшого треугольника света под глазницей, расположенной дальше от источника света.

Условие получения Rembrandt lighting – угол между осью света и осью лица должен составлять 45°-60°.

rembrandt lighting

45°-60° – это конечно, условность, ориентироваться нужно по создаваемому пятну.

Примеры 7 и 8 – альтернативные положения камеры, примеры 9 и 10 – альтернативные положения света и лица. При этом, 8 и 10 – широкое освещение, 7 и 9 – узкое освещение.

В англоязычном пространстве за такой схемой закрепилось название Rembrandt lighting. Конечно, и другие художники использовали в своем творчестве такую схему (в том числе и предшественники, например, Тициан и Караваджо). А в его работах можно найти и любые другие световые схемы (в том числе даже использование заднего света как рисующего), но именно эта является наиболее часто встречающейся в его портретуре.

3. Петлевое освещение (loop lighting) характеризуется небольшой петлеобразной тенью от носа, падающей по диагонали.

Условие получения loop lighting – угол между осью света и осью лица должен составлять 15°-45°.

loop lighting

В отличие от рембрандтовского освещения, тень от носа короткая и пятно света (на дальней от света стороне лица) не замкнуто.

Аналогично примерам 2, 3, 4, 5 и 7, 8, 9, 10, разумеется, возможны и альтернативные положения камеры, и альтернативные положения света и лица, получая, соответственно, широкие и узкие вариации loop lighting.

4. Освещение по схеме «бабочка» (butterfly lighting, Paramount lighting) характеризуется небольшой тенью от носа, падающей ровно вниз.

Условие получения butterfly lighting – угол между осью света и осью лица должен составлять 0° (и сверху источник должен быть направлен под ~45° к оси лица).

Опять же, возможны и альтернативные положения камеры, и альтернативные положения света и лица, получая, соответственно, широкие и узкие вариации butterfly lighting.

При реализации такой схемы (да и для loop lighting тоже) обычная стойка для света попадёт в кадр. Поэтому необходима стойка с выносной горизонтальной частью, позволяющей убрать из кадра её вертикальную часть. Это может быть стойка типа C-Stand с extension arm, или (для более тяжелых источников и модификаторов) стойка-журавль – мощная стойка с установленной на ней boom arm.

5. Плоское освещение (flat lighting) характеризуется отсутствием теней. Это уже выходит за рамки классического портрета, но, тем не менее, может использоваться в работе, где подобная эстетика допустима и востребована.

Условие получения flat lighting – угол между осью света и осью камеры должен составлять 0° (и источник должен быть на уровне камеры по высоте).

В отличие от всех других вариантов, при данном варианте расположения рисующего света части лица модели не имеют ни собственных, ни падающих теней, и объём создаётся за счёт разных углов отражения света на поверхности лица.

Такое освещение получается от встроенной и накамерной вспышки, но можно взять любую вспышку и расположить её прямо над объективом, держа свободной рукой. Существуют также специальные кольцевые вспышки для камер, которые кольцом охватывают объектив, таким образом давая идеальное совпадение оси света и оси камеры, в том числе и по высоте. Ещё один способ – можно поставить вспышку ровно за камерой и фотографом, оснастив её достаточно большим модификатором.

заполняющИЙ свет (fill light).

Вспоминаем, что функция заполняющего света — сбалансировать освещение на объекте съёмки за счёт заполнения теней, созданных рисующим светом.

Зачем это вообще нужно? Дело в том, что рисующий свет при работе с искусственными источниками (особенно в split lighting, Rembrandt lighting и даже loop lighting) при нормальной экспозиции создаёт слишком большой контраст между освещёнными и неосвещёнными частями объекта съёмки. При работе с естественным светом, как правило, какое-то минимальное заполнение уже есть по умолчанию, но зачастую и его требуется корректировать.

Итак, в зависимости от съёмочной ситуации, функцию заполнения может выполнять дополнительный искусственный источник света или отражатель (стационарный или мобильный).

Важнейший принцип заполнения — заполнение должно быть аккуратным. А именно, исходящим из правильного направления, умеренным в своей интенсивности.

Какое же направление является «правильным»?

Заполнение от источника.

Сначала рассмотрим ситуацию, когда функцию заполнения выполняет отдельный искусственный источник света. В информационном пространстве нередко можно встретить рекомендацию располагать заполнение со стороны, противоположной рисующему (возьмём пример 9 — Narrow Rembrandt — и добавим заполнение):

У меня есть два аргумента против такого расположения.

Первый. Получается, что заполняющий источник рисует собственный светотеневой рисунок, фактически, он является вторым рисующим! Это не очень заметно, особенно если заполнение мягкое и рассеянное, но факт есть факт. Нам, всё-таки, эволюционно привычно существование одного источника света, и рисующий свет уж точно должен быть один.

Второй. Такое расположение заполнения не позволит заполнить все тени, создаваемые рисующим источником.

Правильное направление заполнения будет при плоском освещении. Для этого фотографу нужно разместить большой софтбокс (или зонт на отражение с диффузором) прямо за собой (при желании можно поднять и направить вниз):

Общая рекомендация по типологии жёсткий/мягкий и направленный/рассеянный – заполнение должно быть мягким и рассеянным.

Интенсивность заполнения определяется выставляемой мощностью на источнике заполняющего света. Если есть флешметр, то с его помощью можно выстроить соотношение интенсивности рисующего и заполняющего света (lighting ratio).

Заполнение от отражателя.

Теперь рассмотрим ситуацию, в которой функцию заполнения выполняет отражатель (стационарный или мобильный). Да, по его расположению тоже нужно сделать разбор!

При искусственном рисующем свете фронтальное заполнение (как в примере 15) невозможно, поскольку на отражатель свет не попадает, а значит, и отражать нечего. Расположение отражателя должно быть таким, чтобы, с одной стороны, получить на себя свет от рисующего источника, и с другой — отразить его так, чтобы направление отражения было по возможности максимально удачным.

Таковым является расположение сбоку модели (при этом при желании и возможности этот отражатель тоже можно поднять и направить вниз):

Интенсивность заполнения определяется близостью расположения отражателя к модели.

Поверхности отражателей чаще всего бывают: белые (наиболее нейтральный вариант), серебряные (отражение более направленное, похожее на зеркальное), золотые (действуют как серебряные, и дополнительно меняют цвет света — лично я никогда не использую такие), чёрные. Чёрные используются в качестве негативного заполнения.

Негативное заполнение (negative fill) — это приём управления заполняющим светом, который заключается в установлении рядом с объектом съёмки какого-либо предмета со светопоглощающей поверхностью, отсекающей поступление любого свет за собой и поглощающей его перед собой. Тем самым на самом объекте съёмки со стороны негативного заполнения тени становятся гораздо более выраженными, повышается контраст.

Для негативного заполнения может использоваться всё, что имеет чёрный цвет: черная стена, чёрная ткань, любые чёрные панели, а также профессиональные флаги (flags) для фото- и кинопроизводства.

Во всех хороших студиях есть большие двусторонние панели из белого экструдированного пенополистирола, одна из сторон у которых покрашена в чёрный цвет. Соответственно, можно повернуть белой стороной к источнику, когда свет нужно отразить, и чёрной, когда его нужно отсечь и/или поглотить.

В информационном пространстве в изобилии присутствуют примеры с заполнением снизу, когда отражатель располагают ниже лица модели. Такая схема часто используется в beauty photography (типичная схема: рисующий свет находится в позиции butterfly lighting, а заполняющий свет, получающийся от отражателя или второго источника, находится снизу; такая схема называется clamshell lighting), где это смотрится, по крайней мере, привычно. Я бы рекомендовал очень осторожно относиться к нижнему заполнению и внимательно оценивать получающийся рисунок, в том числе и с эмоционально-психологической точки зрения. И, как минимум, не спешить располагать заполнение снизу по умолчанию: скорее всего, портрет только выиграет, если расположить заполнение альтернативным образом, или вовсе убрать.

Заполнение от потолка.

Упомяну ещё об одном интересном варианте заполнения, который даёт неповторимый результат. Если на локации, в которой происходит съёмка, есть белый потолок, то это – настоящая находка. Это может быть белый потолок в студии (в правильных студиях, которых не так много, потолок должен быть белый; по крайней мере, над циклорамой он таковым быть обязан), белый потолок в интерьерном пространстве (массажный салон, косметологический центр и т. д.), белый потолок беседки или другой архитектурной формы в уличной съёмке.

Необходимо поставить источник света (а лучше два – по одному с каждой стороны модели для симметричного заполнения) за кадр и направить в этот потолок.

В таком случае мы получим красивое, чистое и ровное заполнение по всему кадру; потолок является источником очень мягкого, рассеянного, отражённого, заполняющего света для всей сцены. Бывает, что иногда вообще ничего больше не надо, но иногда всё-таки требуется дополнительный рисующий для формирования более симпатичного светотеневого рисунка на лице модели.

О нюансах постановки такого света будет рассказано на практикуме, посвящённом съёмке на циклораме.

ЗаднИЙ свет (rim light).

Основная функция любого заднего света — отделить объект от фона.

Соответственно, наиболее очевидным для реализации этой функции расположением источника будет следующим:

То есть световой контур создаётся там, где он наиболее необходим — в теневой части.

Благодаря такому расположению реализуется и вторая функция — сбалансировать части объекта съёмки (головы модели) между собой, когда в условиях отсутствия или недостаточности заполнения, внешняя граница той части объекта, которая находится в тени, неочевидна.

У положений заднего света есть рекомендуемый диапазон. Приблизительно этот диапазон угла от оси света к оси камеры составляет от 135° до 180° (прямо за моделью). Чем меньше этот угол, тем больше ширина создаваемого светового контура, чем больше этот угол, тем меньше ширина контура.

Первая граница (~135°) определяется тем, что задний свет не должен попадать на фронтальную часть лица (овал лица), ибо в этом случае он вмешивается в светотеневой рисунок, что недопустимо. Он может заходить на боковую часть лица, но не на фронтальную.

Вторая граница (180°, прямо за моделью) определяется тем, что это максимальная величина угла, при таком положении световой контур уже равномерен для обеих сторон модели, и при дальнейшем увеличении угла световой контур будет оставаться только на освещённой стороне (что по сути является уже зеркальным расположением от исходного).

Надо сказать, такое положение (180°, прямо за моделью) не очень удобно в работе по двум причинам. Во-первых, источник должен быть спрятан за моделью, а значит, мы можем пользоваться только маленькими модификаторами (с диаметром в пределах 20 см), и модель должна всегда умудряться его закрывать. Во-вторых, при таком положении волосяной покров на поверхности кожи проявляется наиболее заметным образом.

Упомяну, что в телевизионном, видео- и кинопроизводстве, а также иногда в фотографии используют такую разновидность заднего света как hair lighting, когда каким-то образом (с помощью стоек-журавлей, использованием подвесных систем, или установкой стоек за фоном) задний свет устанавливают сзади модели, но на определённой высоте. Такая постановка лишена упомянутых выше недостатков — здесь можно использовать модификатор побольше (скажем, небольшой стрип-бокс, повернутый по горизонтали), и движения модели не ограничиваются необходимостью прикрывать собой источник света. Но у hair lighting, соответственно, есть и своё ограничение — относительно высокое исходящее направление светового потока.

Вместо расположения прямо за моделью (если световой контур нужен всё-таки с двух сторон) необходимо использовать два задних источника, разведенных по разным сторонам. И здесь, как и в hair lighting, мы снова можем использовать любые модификаторы (резонно взять подходящие по размеру стрип-боксы) и не ограничивать модель в движении. Дополнительно, мы можем направлять свет как угодно, и нет необходимости в стойках-журавлях. При этом, для более равномерно воспринимаемого контура, мощности источников в такой схеме должны существенно отличаться — стоящий с теневой стороны источник должен иметь интенсивность на две-три ступени меньше стоящего со светлой стороны.

Использовать ли задний свет в качестве дополнительного к рисующему и заполняющему? Ответ: совершенно необязательно. Лично я практически никогда так не делаю, мне всегда он кажется лишним.

Если же убрать заполнение, то тогда использование заднего света уже необходимо (для того, чтобы показать объём объекта съёмки).

Можно также убрать не только заполнение, но и рисующий свет, оставив лишь задний (созданный одним или двумя источниками) — в этом случае задний свет фактически выполняет функцию рисующего. На примере 18 показана схема такого расположения, при этом модель повернута в профиль, что имеет гораздо больший смысл. Особое внимание нужно обратить внимание на то, как выглядят глаза.

Фоновый свет (background light).

Основная функция фонового света — отделение объекта от фона. Дополнительно, фоновый свет помогает в создании иллюзии пространства, а также управлении взглядом зрителя.