ТИПОЛОГИЯ СВЕТА

ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ | #2

Осознав важность количества света для фотографии и поняв на практике, как этим можно управлять, самое время погрузиться в тему качества света, и лучший путь для этого — изучить типологию света, то есть классификацию по существенным признакам.

Классифицировать свет можно по нескольким признакам. Рассмотрим четыре наиболее важных.

I. По резкости создаваемого теневого градиента.

По резкости создаваемого теневого градиента свет может быть жёстким (hard) и мягким (soft). Чем резче градиент между тенью и светом, тем более жёстким считается свет. Чем более плавный этот градиент, тем более мягким считается свет.

Резкость этого перехода определяется тем, насколько свет окутывает собой объект, делая теневую границу более широкой. Единственный способ смягчить свет, то есть расширить градиент между тенью и светом, состоит в увеличении углового размера его источника.

Угловой размер (angular size) объекта — это воспринимаемый из определённой точки обзора размер объекта. У любого объекта есть линейный (фактический) размер, но в действительности мы видим именно угловой (кажущийся) размер объекта: то есть сколько градусов он занимает в поле зрения (каков угол между линиями, соединяющими диаметрально противоположные точки измеряемого объекта и глаз наблюдателя). Угловой размер учитывает линейный размер объекта и его удалённость.

Возвращаясь к свету, в этом случае «измеряемый объект» — это источник света, а «глаз наблюдателя» — это освещаемый объект съёмки. Резюмируем: чем больше угловой размер источника света, тем мягче свет.

Что с художественной точки зрения?

Жёсткий свет: тени чётко отрисованы; контрастность выше; насыщенность цветов больше; текстурность; графичность; напряжение и драма.

Мягкий свет: тени имеют очень размытую форму; контрастность ниже; насыщенность цветов меньше; гладкость; живописность; расслабленность и спокойствие.

Как управлять в работе?

При работе с искусственными источниками света (импульсного или постоянного) линейный размер меняется модификатором (больший модификатор даст больший линейный размер), а удалённость изменяется расстоянием между источником и объектом съёмки.

При работе же с естественным светом мы не можем напрямую менять ни линейный размер источника света как такового (Солнца), ни его удалённость. Но это не значит, что мы не можем его модифицировать!

Практика: с помощью любого доступного искусственного источника постоянного света посмотреть на изменение теневого градиента при изменении углового размера источника.

II. По степени рассеянности.

По рассеянности свет может быть направленным (direct) и рассеянным (diffused).

Если на пути от непосредственного источника света (не имеет значения его природа, лампа это или Солнце, как не имеет значения и его угловой размер) до объекта съёмки встречается полупрозрачная среда с отличным от основной среды показателем преломления, то возникнет явление рассеяния света.

Примерами такой рассеивающей среды могут служить: напыление на стекле лампы; облака на небе; специализированные материалы для фото- и киноиндустрии; на самом деле, даже простая белая ткань, тюль или бумага для выпечки справятся с этой задачей.

После прохождения такой среды линии, вдоль которых переносится световая энергия, перестают быть однонаправленными (параллельными) и становятся разнонаправленными (пересекающимися). Получающийся свет называется рассеянным.

Явление рассеяния света может происходить не только при прохождении через рассеивающую среду, но и при отражении (подробнее в пункте про отражённый свет).

Что с художественной точки зрения?

Рассеянный свет сужает границы тонального диапазона: освещённость становится более равномерной, усреднённой.

Как управлять в работе?

Достаточно просто! Необходимо обеспечить появление рассеивающей среды на пути от источника света до объекта освещения или рассеивающей отражающей поверхности (подробнее в пункте про отражённый свет).

Практика: с помощью любого доступного искусственного источника постоянного света посмотреть на изменение тонального диапазона после рассеивания направленного света.

III. По происхождению.

По происхождению свет может быть падающим (incident) и отражённым (reflected).

Свет может падать на объект непосредственно от источника света, в этом случае он называется падающим, а может — от отражённой поверхности, в этом случае он называется отражённым. Обычно мы наблюдаем смешанный сценарий, когда на объект падает и падающий, и отражённый свет.

Фотографу очень важно научиться управлять как падающим, так и отражённым светом; часто оказывается, что благодаря умению понимать работу отражённого света (и вообще, всё время держать в голове его потенциальное существование) вообще создаётся вся картинка!

Что с художественной точки зрения?

Если свет отражается не от идеально ровной зеркальной поверхности (зеркальное отражение, specular reflection), а от любой другой, имеющей хоть какую-то шероховатость, то при отражении свет перестаёт быть направленным, и становится рассеянным (рассеянное отражение, diffuse reflection).

И важно помнить, что отражённый свет несёт в себе информацию о цвете поверхности, от которой отражается.

Как управлять в работе? Очень просто!

Отражающие поверхности могут быть стационарными (как правило, это будет белый потолок или белая стена) и мобильными (чаще всего это пенопластовые листы или складные отражатели).

При работе с искусственными источниками света: найдите подходящую стационарную отражающую поверхность и направьте свет в неё — огромный угловой размер обеспечит свету мягкость, а неровность поверхности обеспечит ему рассеянность. Конечно, как и во всём, есть свои нюансы — и об углах нужно подумать, и о расстояниях между моделью, источником света и отражающей поверхностью, и о световой схеме в принципе, — но в целом, это очень простой способ создания картинки с мягким и рассеянным светом. Не забывайте использовать и мобильные отражающие поверхности, они творят чудеса.

При работе с естественным светом происходит всё точно так же: стационарный отражатель (белая стена, реже — потолок) помогают рассеять и смягчить направленный жесткий свет в солнечную погоду, и такой свет становится просто фантастическим; а мобильные отражатели отлично помогают с заполнением теней в как в солнечную, так и в облачную погоду.

IV. По функции.

По функции свет может быть рисующим (key), заполняющим (fill), задним (back), фоновым (background).

Рисующий свет — это главный свет, создающий светотеневой рисунок на объекте съёмки. В портрете выделяют несколько выраженных видов светотеневых рисунков (split lighting, Rembrandt lighting, loop lighting и т. д., это будет раскрыто на практикуме).

Заполняющий свет — это свет, помогающий сбалансировать освещение на объекте съёмки за счёт заполнения теней, созданных рисующим светом. Функцию заполнения может выполнить и отражатель (стационарный или мобильный).

Задний свет — это любой свет, устанавливаемый за плоскостью объекта съёмки для его освещения.

Как в англоязычном, так и в русскоязычном пространстве существуют разночтения в отношении заднего света и его разновидностей по названиям и даже количеству этих видов, важно понимать разницу на функциональном уровне — что конкретно этот свет делает в данной сцене. Любой задний свет создаёт относительно небольшую по площади освещённую область по контуру объекта съёмки. При этом в зависимости от положения источника и других параметров функционал заднего света может немного отличаться.

Например, свет может располагаться ровно за моделью и на достаточной высоте, чтобы не попасть в кадр; в этом случае он освещает головной убор, волосы, шею и плечи сзади-сверху (иногда можно встретить как hair light). На этот свет не ставятся большие модификаторы, для контроля светового потока обычно используются шторки или соты.

Другой пример. Свет может располагаться по диагонали, напротив рисующего света на нормальной высоте; в этом случае подсветится контур на одной стороне модели, причём (как и во всех вариантах заднего света) можно регулировать ширину светового контура, то есть площадь освещаемой поверхности. Именно такое применение заднего света встречается чаще всего, и под термином rim light обычно подразумевается именно такое использование заднего света. На этот свет обычно ставятся стрипбоксы, иногда с добавлением сот. И таких задних диагональных источников можно поставить и два, по одному на каждую из сторон модели.

Третий пример положения заднего света — прямо за объектом, с попаданием или не попаданием источника в объектив.

Задний свет может использоваться и вообще без рисующего, в таком случае он фактически и будет выполнять рисующую функцию.

Фоновый свет — это свет, отдельно освещающий фон.

Классификацию по функциям я сознательно оставил на последнем месте, и вот почему: многие люди, занимающиеся фотографией и собирающие какую-то обучающую информацию для себя, становятся настолько поглощены схемами света, что от их внимания ускользают другие аспекты. Схема света как таковая приобретает важность только в совокупности с другими аспектами; обучение по схемам не даёт глубокого понимания.

ЗАКОН ОБРАТНЫХ КВАДРАТОВ.

Закончив разговор о типологии света по наиболее существенным для нас на данный момент признакам и постепенно углубляясь в работу искусственных источников, уместно вернуться к предыдущей теме (количество света) для знакомства с одним из законов.

Закон обратных квадратов (inverse-square law) для света формулируется следующим образом: интенсивность света обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника. Под интенсивностью понимается энергия, приходящаяся на единицу площади в единицу времени.

Что это означает для нас в работе?

При увеличении расстояния между источником света и объектом съёмки в два раза, интенсивность освещения падает в четыре раза (на две ступени экспозиции). И наоборот — при уменьшении расстояния вдвое, интенсивность освещённости объекта вырастет в четыре раза.

Вопросы и задания.

1. По-настоящему вникнуть уложить в сознании типологию света. Основных классифицирующих оснований четыре: жёсткий/мягкий, направленный/рассеянный, падающий/отражённый, рисующий/заполняющий/задний/фоновый.

2. Выработать привычку постоянно анализировать свет. Как в повседневной жизни (в лифте, в метрополитене, в кафе, на прогулке и т. д.), так и в художественных произведениях (изобразительное искусство, фотография, кино и т. д.).