ВВЕДЕНИЕ В ИМПУЛЬСНЫЙ СВЕТ

ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ | #3

Первоначальная работа с постоянным светом (естественным и искусственным) проводилась в качестве самостоятельных заданий к двум предыдущим занятиям, однако работа с импульсным светом (flash lighting) требует дополнительных знаний и навыков.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Какие особенности имеет работа с импульсным светом в отношении экспозиции?

Экспонометр.

Встроенный в камеру бесполезен в таком сценарии, поэтому или использовать внешний, или оценивать экспозицию на глаз, просматривая получающиеся пробные кадры на экране/мониторе.

Выдержка.

Очевидно, вспышка света от импульсного источника должна происходить тогда, когда затвор полностью открыт, то есть они должны быть синхронизированы. Для этого на башмак камеры устанавливается радиосинхронизатор (flash trigger, radio transmitter), передающий сигнал по беспроводной связи в определённом диапазоне частот (как правило, 2,4 МГц).

Однако есть такой нюанс: на очень коротких выдержках (например, 1/500, 1/1000) вторая шторка затвора начинает опускаться уже тогда, когда первая ещё не конца открыла матрицу. Фактически получается, что нет момента времени, когда матрица открыта полностью: в каждый момент открыта лишь её часть (визуализируйте горизонтальную щель между двумя шторками, которая на протяжении выдержки перемещается вертикально вдоль матрицы). При работе с постоянным светом (естественным и искусственным) это не проблема, поскольку он спокойно успевает попасть на всю площадь матрицы через эту щель. А вот для импульсного света это проблема, ибо при однократной вспышке, которая очень краткосрочна по своей продолжительности сама по себе, свет успевает попасть только на часть площади матрицы. Оставшаяся же часть остаётся прикрыта одной или обеими шторками, и это, само собой, видно на всех получаемых фотографиях. Значит, работая с импульсным светом, нельзя допускать работы шторок в таком щелевом режиме: надо знать предел значения выдержки, при которой матрица открывается полностью, так называемую выдержку синхронизации (flash sync speed). Для разных моделей камер это значение может отличаться, обычно это 1/200 или 1/250.

Практика: выяснить и запомнить выдержку синхронизации своей камеры.

Если поставить выдержку короче, чем выдержка синхронизации (например, 1/500, 1/1000), то на всех фотографиях будут полосы от шторок, то есть этого делать нельзя. А можно ли поставить более длинную выдержку (например, 1/125, 1/100)? Конечно! И что интересно, экспозиция и на 1/125 и на 1/100, и даже на 1/8 и далее будет абсолютно одинаковая. Почему? Потому что длительность импульса настолько краткосрочна, что увеличение интервала времени открытости матрицы ничего не меняет (других источников света нет).

Осознайте это: при работе с импульсным светом за передачу движения объекта съёмки отвечает уже не выдержка, а длительность импульса света, попадающего на него!

Примечание о длительности импульса. ↓

Вообще, для общего развития, интересно иметь понимание о фактической длительности импульса света (flash duration) вспышки. Она зависит от мощности импульса, модели и используемого режима работы. Надо сказать, что производители импульсного оборудования несколько хитрят, и в спецификациях указывают не полную длительность вспышки (когда от энергии импульса остаётся 0%), а частичную (когда остаётся 50% – пишется как t0.5; или 10% – t0.1).

Для уже снятых с производства, но пока ещё очень распространённых Profoto D1 500 производитель скромно утаил значения длительности по t0.1, открыв лишь значения по t0.5: на максимальной мощности (500 Дж) длительность равна 1/2600 (t.05); для грубой оценки по t0.1 этот показатель необходимо умножить на три, и получим длительность ~1/800 (t.01).

Для Profoto D2 500 на максимальной мощности (500 Дж) в обычном режиме, длительность равна 1/1000 (t0.1). При понижении мощности длительность будет ещё короче (у D1, кстати, наоборот); плюс у этой модели есть режим Freeze, позволяющий сокращать её ещё примерно вдвое.

Godox AD300Pro является образцом открытости: мало того, что указаны значения по t0.1, так для ещё и для каждого значения мощности можно увидеть длительность прямо на дисплее, и эти значения таковы (эти данные не точные, судя по тестам, но очень близки к указанным):
1/1 (300 Дж): 1/280
½ (150 Дж): 1/805
¼ (75 Дж): 1/1670
⅛ (37,5 Дж): 1/2810
1/16: 1/4400
1/32: 1/5850
1/64: 1/7660
1/128: 1/9460
1/256: 1/12000

Теперь у вас есть представление о длительности импульса света от вспышек. При обычной студийной портретной съёмке для хорошей экспозиции (при базовом ISO, апертуре f/8, и близко расположенном большим софтбоксом или зонтом с диффузором) достаточно иметь всего лишь 60-100 Дж. Для Profoto D1/D2 500 это значения на шкале мощности от 7 до 8 (62,5-125 Дж), а для Godox AD300Pro это значения около ¼ (75 Дж). В таких условиях и AD300Pro, и D2 500 будут выдавать длительность импульса порядка 1/2000, чего достаточно для самого быстрого человеческого движения (а вот D1, кстати, сильно не дотягивают до такого показателя).

Вскользь упомяну, что в более сложных съёмочных условиях, когда есть и постоянный свет и импульсный, выдержка может быть и длиннее выдержки синхронизации, и даже короче. Можно поставить более долгую, если помимо импульса нужно запустить на матрицу имеющийся в сцене постоянный свет. А можно и даже более короткую в специальном режиме работы вспышки (high speed sync, HSS), если нужно имеющийся в сцене постоянный свет прибрать именно за счёт выдержки.

Отверстие диафрагмы (апертура).

Здесь нет никаких ограничений, можно использовать любую апертуру, соответствующую художественному замыслу. Однако добавлю, что чёткость (sharpness, acutance) изображения будет неодинаковой при различных значениях апертуры.

Открытие и прикрытие диафрагмы, как всегда, приводит к пропорциональному изменению экспозиции. Соответственно, для сохранения экспозиции при изменении апертуры мощность вспышки должна быть скорректирована на то же число ступеней экспозиции.

ISO.

Обычные накамерные вспышки имеют не очень большую выходную мощность (скажем, для Godox V1 или Profoto A1 это 76 Дж), поскольку имеют свои ограничения по питанию, габаритам, весу и задачи. Но вспышки других категорий имеют гораздо больший запас мощности, что позволяет получить хорошую экспозицию практически в любых условиях, не прибегая к её симуляции через ISO. Поэтому при работе с импульсным светом для достижения наилучшего качества изображения необходимо выставлять так называемое базовое значение ISO (base ISO), которое отличается для разных моделей камер.

Практика: выяснить и запомнить базовое ISO значение своей камеры.

Таким образом, при работе с импульсным светом, выдержка и ISO остаются неизменными, а управление экспозицией идёт только через апертуру (внутренний фактор) и источник импульсного света (внешний фактор). Дополнительно к внешним факторам, оказывающим влияние на экспозицию, относятся, конечно, и сам объект съёмки, и сцена, но, поскольку влияние этих факторов будет точно таким же, как и при работе с постоянным светом, нет смысла это акцентировать (но упомянуть можно).

Пользовательские режимы съёмок

Пользовательские режимы съёмок (сustom shooting modes) у Canon, они же режимы пользовательских настроек (user settings modes) у Nikon очень удобны, если вы периодически сталкиваетесь со съёмкой в повторяющихся условиях, и особенно, если таких видов съёмок несколько. Готовясь к съёмке, целесообразно заранее продумать необходимые настройки и записать их в один из режимов. Для работы с импульсным светом рекомендую обязательно включить в режим значения: ISO (на базовом уровне), выдержки (на выдержке синхронизации), апертуры (на f/8).

Дополнительно, в сохраняемый режим можно включить настройки:
– формата и разрешения записываемого изображения (очевидно, JPEG+RAW максимально доступного разрешения);
– стиля обработки создаваемых JPEG файлов – Picture Style у Canon, Picture Control у Nikon (лично я всегда использую стандартный, для некоторых съёмок чёрно-белый);
– баланса белого (у меня по умолчанию стоит прямой солнечный свет – Daylight у Canon, Direct sunlight у Nikon; однако в определённых случаях для стабильного и точного результата лучше в начале съёмки создавать пользовательский баланс белого с помощью серой карты (gray card);
– режима автофокусировки (у меня по умолчанию стоит режим непрерывного автофокуса, это AI Servo AF у Canon и AF-C у Nikon, но при съёмке статичного объекта со штатива переключаюсь на покадровый режим, это One-Shot AF у Canon и AF-S у Nikon);
– режима зоны автофокуса (для съёмки людей имеет смысл поставить фокус по лицам или глазам, если у камеры есть такая возможность);
– режима замера экспозиции (я использую матричный, это Evaluative metering у Canon и Matrix metering у Nikon);
– режима записи (если камера может иметь две карты памяти, то установить одновременную запись на обе карты).

Таким образом, мгновенным переключением в один из сохранённых режимов (C1, C2, C3 у Canon и U1, U2, U3 у Nikon) я получаю полностью готовый к работе аппарат с нужными мне пользовательскими настройками.

Важный момент относительно современных беззеркальных камер. Электронный видоискатель (electronic viewfinder, EVF) имеет возможность имитировать экспозицию (Exposure Simulation у Canon, Apply Settings to Live View у Nikon), и эта возможность по умолчанию включена. Это очень удобно при работе с постоянным светом, однако при работе с импульсным светом (когда настройки по выдержке, апертуре и ISO исключают попадание существующего постоянного света) это очень затрудняет съёмку: в видоискатель ничего не видно, да и автофокусу работать очень сложно. Соответственно, нужно не забывать выключать имитацию экспозиции при работе с импульсным светом, а лучше вообще записать эту настройку в сохраненный пользовательский режим.

Практика: установить свой пользовательский режим для съёмки с импульсным светом. Записать туда значения базового ISO, выдержки синхронизации, апертуру f/8 (при желании, и любые другие дополнительные настройки).

РАБОТА С ИМПУЛЬСНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

Регулировка мощности импульсных источников.

Шкала мощности импульсных источников отрегулирована по ступеням экспозиции, то есть каждое изменение на одну основную единицу шкалы даёт двукратное изменение мощности импульса. Основные значения шкалы могут иметь вид десятичных дробей: 10.09.08.07.06.0 – …, или обыкновенных: 1/11/21/41/81/16 – …

Profoto D1/D2 500 Godox AD300Pro
Значение шкалыМощность, ДжЗначение шкалы Мощность, Дж
10.05001/1300
9.02501/2150
8.01251/475
7.062,51/837,5
6.031,251/1618,75
5.015,6251/329,375
4.07,81251/644,6875

Для более удобной и точной настройки между основными значениями шкалы есть и промежуточные. Так, в источниках Profoto используется шаг в одну десятую ступени, и при значении, например, 7.6 номинальная мощность равна 100 Дж (62,5 Дж + 0,6*62,5 Дж или 62,5 Дж * 1,6). А при 8.6? Очевидно, в два раза больше (на одну целую ступень) то есть 200 Дж. В источниках от Godox, кстати, больше гибкости: можно выбрать как любой вид шкалы (10.0 или 1/1), так и любую величину шага для промежуточных значений (одну десятую или одну треть).

Резюмируя особенности работы с импульсным светом:
– внешний экспонометр;
– выдержка = выдержка синхронизации;
– за передачу движения отвечает длительность импульса света;
– апертура = любая;
– ISO = базовое значение ISO;
– контроль экспозиции происходит через апертуру и источник света;
– мощность источников регулируется по ступеням экспозиции.

Ну, и пользовательские режимы съёмок: они очень облегчают подготовку настроек под различные условия, и стоит иметь по крайней мере один сохранённый пользовательский режим с готовыми настройками для работы с импульсным светом в студии.