Задача практикума: получение необходимых знаний и навыков для работы в студиях с циклорамой (на основе уже пройденного практикума по созданию светотеневых портретов).
ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛОРАМЫ
Залы с циклорамой являются очень востребованной локацией для фотосъёмок, потому что циклорама имеет набор уникальных характеристик. Это самое минималистичное съёмочное пространство, в котором нет ничего, даже видимого стыка пола и стены — по сути, это белый холст. Хорошие циклорамы имеют достаточно большие габариты (ширина от 5 м, глубина от 5 м, высота потолка от 4 м). Покрытие долговечное и износостойкое, хотя, конечно, необходимо соблюдать правила эксплуатации.
Поскольку циклорама — это холст, крайне важно научиться наполнять этот холст светом эстетично, то есть ровно и чисто: без нежелательных перепадов яркости, градиентов, теневых пятен и прочего. Первое и главное, что можно рекомендовать освоить в работе с циклорамой — научиться создавать общее заполнение для всей сцены, то есть для самой циклорамы и модели (в практикуме рассмотрены два способа: отражением от потолка и отражением от дальней стены). А после — переходить к схемам без общего заполнения.
ЗАПОЛНЕНИЕ ОТРАЖЕНИЕМ ОТ ПОТОЛКА
Базовая схема
В первом практикуме по работе со светом упоминался один из способов реализации заполнения — заполнение от потолка. Это прекрасная возможность получить красивое, ровное и чистое заполнение по всему кадру в любом месте, где есть белый потолок, который превращается в источник очень мягкого, рассеянного, отражённого, заполняющего света для всей сцены.
Лично я пришёл к этой схеме на выездных съёмках на объектах wellness-индустрии (массажные салоны, косметологические центры и пр.). Я ставил два импульсных источника в углах помещения по диагонали и получал лучший свет, давая при этом возможность моделям и специалистам свободно двигаться и проводить процедуры. Единственные манипуляции с источниками, которые необходимо делать — это просто немного передвигать их по помещению при смене точки съёмки, чтобы световые стойки не попадали в кадр.
Это быстрая (что важно и при студийных, и при выездных съёмках), функциональная (хороший свет с любого угла съёмки), удобная (нет необходимости устанавливать большие модификаторы света и управлять ими в процессе), простая схема, гарантирующая качественный и стабильный результат.
На рисунке 1 показана базовая схема заполнения от потолка (оси лица и камеры не изображены, поскольку они в базовой схеме не имеют значения).

Выше было сказано, что заполнение от потолка — это прекрасная возможность получить красивое, ровное и чистое заполнение по всему кадру. Что имеется в виду?
Под ровностью заполнения подразумевается, что оно сбалансированно по всем трём плоскостям: слева и справа баланс достигается использованием двух импульсных источников, сверху и снизу баланс достигается благодаря закону обратных квадратов (чем выше потолок, тем меньше падение интенсивности света по высоте кадра), а вблизи и вдали баланс достигается благодаря тому, что потолок занимает всю площадь над сценой, поэтому и ближний, и средний, и дальний планы получают достаточно равнозначное заполнение.
Под чистотой заполнения подразумевается отсутствие нежелательных теневых пятен, градиентов и пр.
Что необходимо иметь для реализации базовой схемы:
— белый потолок;
— высота потолка от 4 м (лучше выше, 4,5-5 м);
— ширина циклорамы от 5 м (удобнее 6 м);
— глубина/вылет циклорамы от 5 м;
— два источника света.
Наиболее корректно портреты в полный рост смотрятся тогда, когда они сняты на объективы с фокусным расстоянием от 70 мм и больше, например, 85 мм (к слову, при этом должно быть определённое положение камеры по высоте — приблизительно 1 м от земли, то есть фактически это съёмка с опусканием на одно колено и даже пониже). А значит, необходимо знать, на каком удалении от модели должен находиться фотограф для таких кадров и подбирать студию, подходящую по размерам. Методика и примеры расчётов приведены в последней части конспекта.
Соответственно, хороший зал с циклорамой имеет характеристики: белый потолок от 4 м, циклорама шириной и вылетом от 5 м, противоположная циклораме стена находится от нее на расстоянии от 10 м. Это может показаться большими размерами и площадями, но они определены объективной реальностью — габаритами снимаемого объекта и физическими законами.
Для полноценной реализации и последующих надстроек также будет необходимо иметь:
— третий источник света;
— хотя бы один стандартный рефлектор (лучше три);
— пара отражателей 1 м x 2 м (иногда может пригодиться больше, три-четыре штуки).
На что обращать особое внимание?
1. Высота расположения источников.
Чем дальше источник расположен от потолка, тем больше получаемая площадь светового пятна, а значит, мягче и ровнее заполнение (для оценки площади пятна удобно включить пилотный свет). Однако если опускать слишком низко, то свет от источника будет интенсивно распространиться в стороны, в том числе и падающим направленным светом прямо на модель, чего допускать нельзя. Соответственно, подходящий диапазон высот — от 2,2 до 3 м.
2. Расстояние от источников до дальней стены.
Если расположить источники слишком близко к дальней стене, то фон будет освещаться неравномерно (середина по вертикали будет темнее).
3. Симметричность источников.
Если стоит задача ровного заполнения слева и справа, то тогда источники необходимо располагать симметрично, на одной высоте, глубине и на одинаковом уровне мощности.
4. Интенсивность.
Важно подобрать интенсивность, максимально подходящую под задачу. В базовой схеме легко с ней переусердствовать, поэтому нужно следить за клиппингом в фотоаппарате, если есть такая функция, или в программах по обработке, если съёмка идёт с подключением к компьютеру. При чрезмерной интенсивности заметно пересвечиваются волосы и контур модели, можно также ориентироваться по ним (вообще, волосы на белом фоне хорошо бы проверять всегда, потому что исправить на пост-обработке это невозможно).
Практикум проводится в студии с циклорамой и белым потолком, но логика схемы прекрасно работает в любых условиях с белым потолком: в интерьерных студиях, в жилых и коммерческих помещениях, спортивных залах (если потолки не очень высокие, иначе может не хватить мощности), в местах общего пользования и архитектурных формах (беседках и пр.).
Добавление рисующего света
Если модель лежит лицом вверх, как при прохождении косметологических процедур, то заполняющий свет с потолка одновременно является и рисующим для неё. Однако во всех других ситуациях рисующий свет нужно к базовой схеме обязательно добавлять.
Обычно световые схемы выстраиваются, начиная с рисующего света, но в случае с заполнением от потолка удобнее начинать всё-таки с заполняющего, поскольку именно он выполняет главную сквозную работу для всего кадра и, скорее всего, останется без изменений даже при внесении таковых в рисующий.
С базовой схемой отлично сочетается как жёсткий рисующий свет, так и мягкий.
Для жёсткого света достаточно на третьем источнике использовать стандартный рефлектор.
Что касается того, какой светотеневой рисунок выставлять (в первом практикуме были изучены четыре классических и один неклассический — плоский), то на практике обычно рисующий свет ставится так, чтобы угол между осью камеры (напомню, это линия направления объектива камеры) и осью света (это центральная линия направления распространения света) составлял ~45°. А светотеневой рисунок (который определяется углом между осью света и осью лица) создаётся и меняется вместе с положением и движением модели. Для получения естественных, органичных, живых кадров лучше позволить модели свободно двигаться, при необходимости озвучивая пожелания по ориентации в пространстве той или иной части тела. И в таком случае, даже при неизменности направления распространения рисующего света, светотеневой рисунок будет меняться. Конечно, не на всех кадрах рисунок будет получаться удачно, и их можно просто удалить. Зато те кадры, на которых рисунок получится удачно, будут иметь ещё и весьма живое ощущение (которое зачастую пропадает, если фиксировать положение модели).
На рисунке 2 показана базовая схема заполнения от потолка с добавлением жёсткого рисующего света.

Pro-tip: в качестве модификаторов для работы с жёстким светом обычно используются рефлекторы (у Profoto стандартные рефлекторы называются Zoom Reflector, но есть и другие, например, Magnum Reflector). И с ними существует проблема, о которой многие даже не подозревают: стенки рефлектора являются вторичными источниками рисующего света (помимо самой импульсной лампы), что вызывает умножение теней. И чем ближе вспышка к объекту освещения, тем умножение теней заметней, поэтому близко расположенный рефлектор не подходит в качестве модификатора на источник рисующего света. Однако начиная с определённой дистанции между вспышкой и объектом освещения эффект умножения теней становится гораздо менее заметным (условно, с 3-4 м от модели). При этом в случае со вспышками Profoto можно и даже лучше обойтись вовсе без модификатора: импульсная лампа у них убрана в корпус, что ограничивает распространение света до приблизительно 180 градусов (это лучше, чем у вспышек с открытой лампой — с ними без модификаторов работать вообще невозможно). К слову, импульсная и пилотная лампы Profoto окружены внутренним рефлектором, и чтобы снизить эффект умножения теней, который здесь тоже неизбежно есть, лампы и рефлектор накрыты матовой стеклянной крышкой. Эта крышка выполняет защитную функцию, а также функцию рассеивания, немного уменьшая умножение теней.
Базовая схема дополнена необходимым рисующим светом, и можно говорить о полноценной световой схеме. При этом, получившуюся схему можно модифицировать — например, с помощью флага, выставляя его на пути рисующего света так, чтобы он частично перекрывал световой поток (слева/справа от источника или снизу). Для лучшего понимания заполнение можно на тестовых кадрах выключать.
Превратить жёсткий рисующий свет в мягкий элементарно: на рисующий источник необходимо установить софтбокс или зонт, подвинуть поближе и не забыть скорректировать мощность (в данном случае — добавить).
Альтернативно, мягкий рисующий свет можно получить через отражение от белых поверхностей, которые могут быть мобильными (большие пенопластовые отражатели, раскатанный рулонный белый фон на стойках) и стационарными (белая стена).
На рисунке 3 показана базовая схема заполнения от потолка с добавлением мягкого рисующего света, полученного отражением от двух пенопластовых отражателей.

Pro-tip: пенопластовые отражатели в высоту составляют 2 метра, что отлично для формирования большой площади отражения, но недостаточно высоко относительно стоящей модели; лично я обычно ставлю их на что-то, что есть в зале (кубы, стол и пр.), тем самым поднимая их по высоте на 40-60 см. Таким образом рисующий свет приходит с более привычной высоты.
А на рисунке 4 рисующий свет получен отражением от боковой стены.

Что бы ни было выбрано в качестве отражающей поверхности для рисующего света, важно следить за тем, чтобы световое пятно на отражателе, которое создаёт источник, соответствовало художественной задаче. Если нужен более мягкий рисующий свет, то необходимо увеличить площадь пятна через увеличение расстояния между источником и отражателем, а если нужен более жёсткий — наоборот, сократить площадь через уменьшение этого расстояния.
ЗАПОЛНЕНИЕ ОТРАЖЕНИЕМ ОТ ДАЛЬНЕЙ СТЕНЫ
Базовая схема
В случае отсутствия белого потолка сцену также можно заполнить отражённым светом, для этого два источника (со стандартными рефлекторами, а с Profoto можно вовсе без них) нужно направить в стену за моделью, а перед ней поставить два отражателя.
На рисунке 5 показана базовая схема заполнения от дальней стены.

На что обращать особое внимание?
1. Расстояние от источников до дальней стены.
Если расположить источники слишком близко к стене, то площадь светового пятна от каждого из источников будет недостаточна для равномерного освещения стены. Ориентировочный диапазон — приблизительно от 2 до 3 м.
2. Положение модели.
Во-первых, модели нельзя находиться близко к линии, на которой расположены источники, потому что в этом случае падающий направленный свет от источников может попадать на модель, чего допускать нельзя.
Во-вторых, риск «пережечь» волосы в любой схеме, в которой свет исходит от фона, очень высок. Я неоднократно сталкивался с этим на выездных съёмках (с белой стеной или с использованием Lastolite HIlite там, где белой стены не было), особенно когда съёмочное пространство очень ограниченно. Чтобы этого избежать, необходимо отойти от стены на достаточное расстояние, и по закону обратных квадратов интенсивность света, попадающего на модель, существенно упадёт.
3. Положение отражателей.
Очевидно, что интенсивность заполнения определяется близостью расположения отражателей к модели, поэтому их желательно размещать как можно ближе. И стоить помнить, особенно при активном позировании и движении, что при изменении дистанции между моделью и отражателями будет меняться и экспозиция.
4. Получаемые кадры будут иметь недостаточный контраст: как общий по всему изображению, так и по светотеневому рисунку. Общий контраст будет корректироваться уже на пост-обработке (плюс, на самой съёмке можно одеть бленду на объектив, это немного поможет). А контраст в светотеневом рисунке необходимо создать с помощью третьего источника света, который станет рисующим.
Добавление рисующего света.
Рисующий свет в такой схеме резонно сделать жёстким, чтобы в общей картинке, которая во многом определена интенсивным мягким рассеянным заполнением появились чёткие жёсткие тени, подчёркивающие формы и объём. Светотеневой рисунок с жёстким светом обычно воспринимается более контрастно.
На рисунке 6 показана базовая схема заполнения от дальней стены с добавлением жёсткого рисующего света.

СЪЁМКА БЕЗ ЗАПОЛНЕНИЯ
Разобранные выше две базовые схемы заполнения всей сцены (отражением от потолка и отражением от дальней стены) с последующими дополнениями их рисующим светом — это, на мой взгляд, самая важная информация относительно съёмок на циклораме. Это картинка, которая может быть использована в абсолютно любом направлении фотографии. Однако это не означает, что не может быть других подходов к тому, как снимать на циклораме.
Например, можно вообще использовать только один источник — рисующий для модели (расположив его подходящим художественному замыслу образом), дополняя по необходимости отражателями или флагами.
Как рассчитать, на какой дистанции должен находиться фотограф (точнее, матрица фотоаппарата) от модели, чтобы она вошла в кадр во весь рост?
Для этого необходимо использовать формулу для расчёта линейного размера поля зрения — горизонтального или вертикального.
HFOVлинейный = dh * WD / f,
где HFOVлинейный — линейный размер поля зрения по горизонтали (м), dh — горизонтальный размер матрицы (мм), WD — дистанция, f — фокусное расстояние объектива (мм)
VFOVлинейный = dv * WD / f,
где VFOVлинейный — линейный размер поля зрения по вертикали (м), dv — вертикальный размер матрицы (мм)
И вывести из любой из этих формул — логичнее в данном случае использовать формулу для расчёта вертикального размера — формулу для расчёта дистанции (WD). Желаемый вертикальный размер поля зрения (VFOVлинейный), то есть высоту кадра, можно задать величиной в 2 метра, чтобы модель вошла в кадр в полный рост с хотя бы минимальным количеством воздуха над головой и под ногами:
WD = VFOVлинейный * f / dv
Для удобства можно составить таблицу с исходными данными и результатами расчётов для 70 мм и 85 мм.
| Вертикальный размер поля зрения, м | Вертикальный размер матрицы (36 в портретной ориентации и 24 в пейзажной), мм | Фокусное расстояние f, мм | Дистанция WD, м | Расстояние между дальней стеной циклорамы и противоположной стеной зала, м |
| 2 | 36 | 70 | 3,89 | 6,39-7,39 |
| 2 | 24 | 70 | 5,83 | 8,33-9,33 |
| 2 | 36 | 85 | 4,72 | 7,22-8,22 |
| 2 | 24 | 85 | 7,08 | 9,58-10,58 |
Из таблицы видно, что:
— при фокусном расстоянии 70 мм, для вертикального кадра (портретная ориентация) с высотой 2 м требуется дистанция 3,89 м, а для горизонтального (пейзажная ориентация) — 5,83 м;
— при фокусном расстоянии 85 мм, для вертикального кадра (портретная ориентация) с высотой 2 м требуется дистанция 4,72 м, а для горизонтального (пейзажная ориентация) — 7,08 м.
Модель располагается на расстоянии 2-3 м от дальней стены циклорамы, а значит, это расстояние необходимо добавить к рассчитанным выше дистанциям, чтобы получить расстояние от дальней стены циклорамы до матрицы фотоаппарата. Плюс, необходимо добавить хотя бы 0,5 м для размещения фотографа за матрицей фотоаппарата. Последний столбец таблицы учитывает эти дополнительные расстояния (2-3 м + 0,5 м) и показывает минимальную отдалённость противоположной стены циклорамы. Так, если фотограф хочет снимать в пейзажной ориентации в полный рост модели с минимальным запасом воздуха (ширина кадра 3 м, высота 2 м) на объектив с фокусным расстоянием 85 мм, то минимальная длина зала должна составлять 10 м.
