НАСТРОЙКИ ФОТОАППАРАТА

ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ | #1'

Помимо настроек, изученных в теме, посвящённой экспозиции (выдержка, отверстие диафрагмы, ISO), существует и ряд дополнительных, c которыми важно познакомиться для комфортного и контролируемого процесса создания фотографий.

РЕЖИМ АВТОФОКУСИРОВКИ

Система автофокусировки может работать в нескольких режимах (autofocus modes).

Режим покадровой фокусировки

CanonNikonSonyFuji
One-Shot AFAF-SSingle-shot AFAF-S

В этом режиме камера фокусируется при нажатии кнопки спуска затвора наполовину и удерживает фокус (вплоть до нового нажатия кнопки спуска затвора наполовину). Фактически, камера фокусируется на точке, находящейся на определённой дистанции (в пределах установленной пользователем зоны фокусировки), и далее блокирует фокус на этой дистанции. Если эта дистанция изменится с любой из сторон, то точка фокусировки выпадет из зоны абсолютной резкости.

Этот режим удобно использовать при съёмке статичных объектов, а также в случаях, когда после фокусировки необходимо сделать перекомпоновку кадра (этот способ съёмки скорее актуален для зеркальных камер, нежели для современных беззеркальных, предлагающих более гибкие и продвинутые методы управления точкой фокусировки).

Съёмка в этом режиме может привести к нерезким фотографиям — к таким, на которых желаемая точка фокусировки не будет находится в зоне абсолютной резкости — в случае, если за время от момента фокусировки до полного нажатия кнопки спуска затвора изменяется дистанция.

Режим непрерывного автофокуса

CanonNikonSonyFuji
AI Servo AFAF-CContinuous AFAF-C

В этом режиме камера фокусируется при нажатии кнопки спуска затвора наполовину и продолжает непрерывно фокусироваться. Фактически, камера фокусируется на какой-либо точке (в пределах установленной пользователем зоны фокусировки), отслеживает дистанцию и непрерывно перефокусируется.

Этот режим удобно использовать при во всех сценариях, где активно меняется дистанция фокусировки: при съёмке движущихся объектов, при активном движении самого фотографа.

Сложность работы в этом режиме состоит в том, что при непрерывном слежении фокус может сместиться на другой объект, особенно если он находится ближе к камере или обладает более выраженным контрастом. Соответственно, особое внимание при работе в этом режиме нужно уделить выбору области фокусировки, чтобы удобным образом ограничить камеру в поиске точек только лишь в пределах заданной области.

Прочие режимы

У разных производителей существуют и другие режимы, но в них нет необходимости на этапе усвоения основ. Принципиальными являются два разобранных.

РЕЖИМ ЗОНЫ АВТОФОКУСА

Для более точного управления системой автофокуса существует возможность управления зоной, в которой система автофокуса будет функционировать.

CanonNikonSonyFuji
AF areaAF-area modeFocus AreaAF Mode

ВЫБОР ПРИОРИТЕТА ФОКУСИРОВКИ

Выбор приоритета фокусировки (AF priority selection) — это настройка, определяющая, будет ли создаваться фотография в случае, если фокусировка не удалась (то есть если система автофокуса не смогла или не успела сработать).

Приоритет фокуса (focus priority) означает, что обязательным условием создания фотографии является успешное фокусирование. Если фокусирование не удалось, кнопка спуска затвора не нажмется до конца, и фотография не будет создана.

Приоритет спуска затвора (release priority) означает, что условием создания фотографии является спуск затвора — вне зависимости от работы системы автофокуса. Если фокусирование не удалось, кнопка спуска затвора нажмётся до конца и фотография будет создана.

Зачастую в настройках фотоаппаратов по умолчанию сделано так: для режима покадровой фокусировки выставлен приоритет фокуса, а для режима непрерывного фокуса выставлен приоритет спуска затвора. При желании это можно изменить (например, установить приоритет фокуса для режима непрерывного фокуса).

BACK BUTTON FOCUS

Back button focus — это техника фотосъёмки, при которой функции фокусирования и спуска затвора разделены между двумя разными кнопками. Функция спуска затвора остаётся там же (на кнопке спуска затвора), а функция фокусирования переназначается на другую кнопку (некоторые модели камер имеют специально предназначенную для этого кнопку).

Основное преимущество — более удобный и более контролируемый процесс фотосъёмки.

СИМУЛЯЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ

CanonNikonSonyFuji
Exposure SimulationApply Settings to Live ViewLive View DisplayPreview Exposure / White Balance in Manual Mode

Современные беззеркальные камеры имеют возможность «симулировать» экспозицию — электронный видоискатель (electronic viewfinder, EVF) и дисплей демонстрируют, как будет выглядеть изображение с учётом текущих настроек выдержки, апертуры и ISO.

Это очень удобная функция и она по умолчанию включена. Однако есть съёмочные условия, в которых эту функцию стоит выключать:

1. Съёмка с импульсным светом в студии. Обычно при съёмке с импульсным светом настройки, связанные с экспозицией таковы (скажем, 1/200, f/8, ISO 100), что имеющийся постоянный свет практически не попадает на матрицу — это делается намеренно, чтобы он не влиял на создаваемое импульсным светом изображение. Это означает, что в видоискателе и на экране практически ничего не видно. И также это означает, что система фокусировки камеры испытывает большие трудности. В части случаев обе эти проблемы может решить включение моделирующего (пилотного) света импульсного источника, если он достаточно мощный. Но эффективней просто отключить симуляцию экспозиции.

2. Съёмка в условиях малой освещённости.

3. Съёмка с ручной фокусировкой.

4. Личное предпочтение фотографа снимать по старинке, как на плёночную или зеркальную камеру.

Выключение функции симуляции экспозиции даёт достаточное и стабильное по яркости изображение в видоискателе и на экране, что и требуется во всех перечисленных выше условиях.

БАЛАНС БЕЛОГО

Цветовая температура (color temperature) — это характеристика, описывающая цветовой тон света источника света. Описание происходит через сравнение с тоном света, которое излучает абсолютно чёрное тело при нагреве: температура, при которой излучение чёрного тела имеет тон, соответствующий тону излучения данного источника, является цветовой температурой этого источника. Измеряется в кельвинах (К).

По мере увеличения температуры при нагревании чёрного тела, его цветовой тон будет меняться от красного (~1000К) к оранжевому, далее к жёлтому, затем к белому, и, наконец, к голубому (~10000K). Подробнее — здесь.

На всякий случай стоит уточнить, что понятие цветовая температура описывает только тон света источника, но не его тепловое состояние.

Различные источники света имеют разную цветовую температуру.

Примечание. Свет одного и того же источника может иметь разную цветовую температуру в зависимости от условий. Например, солнечный свет существенно меняет цветовую температуру на протяжении дня: около 2000-3000K во время восхода и заката, около 3500-4500K утром и вечером, около 5500-5600K в ясный полдень. В пасмурный день температура может подниматься до 7000–8000K.

Импульсные источники света (вспышки), конечно, гораздо более стабильные по цветовой температуре, однако заявленные производителем номинальное значение цветовой температуры и допуски (например, 5600K ±100K) по факту имеют больший разброс. Причём это справедливо даже для дорогих студийных моноблоков.

Восприятие цвета — это сложный процесс, определяемый взаимодействием трёх ключевых факторов: освещения, физико-химических свойств объекта, а также особенностей зрительной системы наблюдателя.

В факторе освещения именно спектральный состав света — распределение интенсивности по длинам волн — определяет воспринимаемый цвет объекта. Причём одна и та же цветовая температура может быть достигнута источниками с разным спектральным составом (и цветопередача при этом будет отличаться).

При этом, спектральный состав света является физической характеристикой источника, и фундаментально изменить его при съёмке невозможно (можно лишь скорректировать его с помощью фильтров, но эта корректировка всегда идёт в сторону сокращения: фильтр может лишь не пропускать определённые длины волн, но добавить их в спектр он никак не может). К слову, если у источника света «плохой» спектр, проблемы цветопередачи исправить полностью невозможно никакой цветокоррекцией. Для оценки цветопередачи используется индекс цветопередачи CRI, и за эталон принят естественный свет, который является идеальным для цветопередачи именно благодаря спектральному составу.

Что всё-таки можно изменить в стремлении к корректной цветопередаче, так это дать фотоаппарату знать, какую цветовую температуру имеет источник. Так, если фотоаппарат знает, что сейчас съёмка происходит в условиях освещения лампой накаливания (около 3000К), дающей жёлтый тон свету и всему, на что она попадает, то фотоаппарат изменит отображение цветов так, чтобы скомпенсировать их желтизну. Это и называется балансом белого (white balance).

И есть несколько способов, как это сделать.

1. Установить автоматический баланс белого (AWB). Звучит привлекательно, но на практике это означает, что для каждого кадра камера будет подбирать свой баланс белого, и в итоге серия фотографий может иметь нестабильную цветопередачу. Это легко исправить на этапе обработки RAW-файлов, но насколько это удобно — вопрос.

2. Использовать предустановленный вариант, соответствующий текущим съёмочным условиям (например, Daylight/Direct Sunlight, Cloudy, Shade и пр.).

3. Использовать точное указание цветовой температуры в кельвинах.

4. Использовать настройку по эталону. Это нужно в случаях, когда важно максимально точно передать цвета. Обычно в качестве эталона используется серая карта (gray card).

Примечание. При желании любой из вариантов выбранного баланса белого можно тонко подстроить по цветовым осям green-magenta и blue-amber.

Отдельно важно уточнить и подчеркнуть, что, задавая какое-либо значение баланса белого, пользователь указывает текущие условия съёмки, а не желаемые. И компенсация цветов всегда происходит в противоположном направлении от условий съёмки, которые указывает пользователь!

Есть ли разница, когда производить корректировку баланса белого — на этапе создания RAW-файла или на этапе обработки в программах по работе с RAW-файлами (Lightroom, Capture One и пр.)?

Технически — никакой разницы. Информация о балансе белого не является непосредственной частью самих данных, а хранится отдельно.

Почему в программах шкала цветовой температуры выглядит обратной? Если двигать ползунок вправо, увеличивая значение в кельвинах (скажем, от 5200 до 6200), то вместо ожидаемого голубого тона освещения появляется, наоборот, оранжевый, почему так?

Точно так же, как и в камере, в программах по обработке пользователь указывает цветовую температуру, при которой происходила съёмка, чтобы программа скомпенсировала цвета и получился желаемый баланс белого. Так, передвигая ползунок от 5200K до 6200K, пользователь сообщает программе, что освещение было на 1000 кельвинов выше (более голубое по тону), и программа, соответственно, компенсирует этот избыток голубого тона, тонируя цвета в противоположном направлении (в сторону жёлтого и оранжевого тона).

Какое значение баланса белого можно рекомендовать?

Обычно я рекомендую выбрать одно универсальное значение баланса белого (с иконкой Солнца или самостоятельно заданное в кельвинах) на все съёмки и корректировать его при желании на этапе обработки RAW-файла.

Три коротких резюмирующих вывода по балансу белого: устанавливать баланс по условиям, корректировать в RAW, помнить о влиянии спектра на цветопередачу.