О собственном видении в творчестве

Уже три месяца ничем не делился в блоге — честно говоря, совершенно не было возможности ни временной, ни энергетической. Сейчас появилась возможность, да и желание тоже, поэтому чуть-чуть напишу — про творчество.

В апреле я провел несколько (красивых, как всегда) будуарных съёмок. Потихоньку вырисовывается собственное понимание эстетики этого направления и мне очень нравится, как это понимание проявляется и что в итоге получается. Дело в том, что типичные будуарные фотосессии всегда вызывали у меня отторжение: они выглядят слишком надуманными (по ситуации, по позированию, да и вообще по всему, включая одежду и подачу) и слишком одинаковыми (pinterest was a mistake). Мне очень хотелось найти и выразить своё ощущение, видение этого направления, и сейчас я немного в этом продвинулся. Как?

будуарная фотосессия фотограф вячеслав чернов

Необходимое и достаточное условие для того, чтобы собственное видение проявлялось — делать так, как чувствуешь (и на этапе подготовки фотосессии, и в процессе съёмки, и на обработке исходников), как нравится, как хочется. Это единственный путь во всём, что касается искусства — будь то музыка, фотография или любая другая организованная творческая активность.

Слушать себя, а не преподавателей, коллег и критиков. Идти по ощущениям, а не по правилам, рекомендациям и нормам. В процессе обучения, конечно, хорошо иметь какую-то систему координат, но очень важно уметь отказываться от всего, что идёт вразрез с собственными ощущениями. Не позволять образованию ограничивать креативность. [Ещё важный момент — если нравится что-то в работах коллег/мастеров, необходимо относиться к этому максимально осторожно, ибо очень легко перенести из чужого видения не только то, что действительно резонирует с собственным пониманием, но и много другого. В идеале лучше вообще не изучать представителей, близких по направлению, лучше изучать классику, старых мастеров изобразительного искусства — графики, живописи и скульптуры. Но, кстати, и кинематограф, и литература, и танец, и музыка тоже сильно помогают. А ведь можно ещё и не просто пассивно потреблять контент, а рефлексировать, и даже создавать своё.]

Занимаясь творческой работой мы часто бываем ограничены допустимыми или рекомендованными рамками, которые (на самом деле) создаются не собственным ощущением или видением, а являются реакцией на то, как воспринимается наша работа со стороны. Проще говоря, критерием правильности для на самих становится внешнее одобрение (лайки), а не внутреннее ощущение.

И эта привычка примеряться на внешнее одобрение может настолько перехватить творческий процесс во всех его аспектах, что от него самого уже может ничего и не остаться. Если художественные/творческие решения принимаются с оглядкой на чьё-то мнение — какое же это творчество? Производить впечатление нужно прежде всего на себя! «Поверить не могу, что это моя работа!» Единственный путь сюда — игнорировать абсолютно все мнения, критерии, правила и всё прочее.

Сама парадигма должна быть таковой, что не правила диктуют творчеству, каким оно должно быть, а, наоборот, внутреннее ощущение, интуиция, собственное чувство прекрасного формируют очертания творчества, его эстетику, правила и т. д.

Я помню, что раньше имел ряд каких-то незыблемых (и откуда-то ведь взятых!) правил в фотографии, которые со временем стали растворяться. Скажем, в прошлом я строжайше избегал кадрирования, при котором голова оказывалась частично вне кадра. Теперь же я с легкостью снимаю подрезанные головы (не как самоцель, а по ощущению, находясь в творческом потоке) и ВИЖУ («собственное видение» же), что именно я получаю таким образом по эстетике. Также я избегал шумов, зерна, да много чего ещё, что не имеет значения, что являлось наносным, взятым откуда-то.

Собственное видение, на самом деле, есть всегда, оно есть изначально, просто его нужно приоткрывать, давать проявляться.

женственная будуарная фотосессия в белье фотограф вячеслав чернов

Вдохновляющим (не для всех, конечно)) примером является Винсент Ван Гог. Его творчество оказалось абсолютно непонятым и невостребованным современниками (по историческим свидетельствам, он смог продать буквально единичное количество картин из девятисот написанных), но он оставался верен своему видению, несмотря на такое полное неприятие публики.