Уже три месяца ничем не делился в блоге — честно говоря, совершенно не было возможности ни временной, ни энергетической. Сейчас появилась возможность, да и желание тоже, поэтому чуть-чуть напишу — про творчество.
В апреле я провел несколько (красивых, как всегда) будуарных съёмок. Потихоньку вырисовывается собственное понимание эстетики этого направления и мне очень нравится, как это понимание проявляется и что в итоге получается. Дело в том, что типичные будуарные фотосессии всегда вызывали у меня отторжение: они выглядят слишком надуманными (по ситуации, по позированию, да и вообще по всему, включая одежду и подачу) и слишком одинаковыми (pinterest was a mistake). Мне очень хотелось найти и выразить своё ощущение, видение этого направления, и сейчас я немного в этом продвинулся. Как?
Необходимое и достаточное условие для того, чтобы собственное видение проявлялось — делать так, как чувствуешь (и на этапе подготовки фотосессии, и в процессе съёмки, и на обработке исходников), как нравится, как хочется. Это единственный путь во всём, что касается искусства — будь то музыка, фотография или любая другая организованная творческая активность.
Слушать себя, а не преподавателей, коллег и критиков. Идти по ощущениям, а не по правилам, рекомендациям и нормам. В процессе обучения, конечно, хорошо иметь какую-то систему координат, но очень важно уметь отказываться от всего, что идёт вразрез с собственными ощущениями. Не позволять образованию ограничивать креативность. [Ещё важный момент — если нравится что-то в работах коллег/мастеров, необходимо относиться к этому максимально осторожно, ибо очень легко перенести из чужого видения не только то, что действительно резонирует с собственным пониманием, но и много другого. В идеале лучше вообще не изучать представителей, близких по направлению, лучше изучать классику, старых мастеров изобразительного искусства — графики, живописи и скульптуры. Но, кстати, и кинематограф, и литература, и танец, и музыка тоже сильно помогают. А ведь можно ещё и не просто пассивно потреблять контент, а рефлексировать, и даже создавать своё.]
Занимаясь творческой работой мы часто бываем ограничены допустимыми или рекомендованными рамками, которые (на самом деле) создаются не собственным ощущением или видением, а являются реакцией на то, как воспринимается наша работа со стороны. Проще говоря, критерием правильности для на самих становится внешнее одобрение (лайки), а не внутреннее ощущение.
И эта привычка примеряться на внешнее одобрение может настолько перехватить творческий процесс во всех его аспектах, что от него самого уже может ничего и не остаться. Если художественные/творческие решения принимаются с оглядкой на чьё-то мнение — какое же это творчество? Производить впечатление нужно прежде всего на себя! «Поверить не могу, что это моя работа!» Единственный путь сюда — игнорировать абсолютно все мнения, критерии, правила и всё прочее.
Сама парадигма должна быть таковой, что не правила диктуют творчеству, каким оно должно быть, а, наоборот, внутреннее ощущение, интуиция, собственное чувство прекрасного формируют очертания творчества, его эстетику, правила и т. д.
Я помню, что раньше имел ряд каких-то незыблемых (и откуда-то ведь взятых!) правил в фотографии, которые со временем стали растворяться. Скажем, в прошлом я строжайше избегал кадрирования, при котором голова оказывалась частично вне кадра. Теперь же я с легкостью снимаю подрезанные головы (не как самоцель, а по ощущению, находясь в творческом потоке) и ВИЖУ («собственное видение» же), что именно я получаю таким образом по эстетике. Также я избегал шумов, зерна, да много чего ещё, что не имеет значения, что являлось наносным, взятым откуда-то.
Собственное видение, на самом деле, есть всегда, оно есть изначально, просто его нужно приоткрывать, давать проявляться.
Вдохновляющим (не для всех, конечно)) примером является Винсент Ван Гог. Его творчество оказалось абсолютно непонятым и невостребованным современниками (по историческим свидетельствам, он смог продать буквально единичное количество картин из девятисот написанных), но он оставался верен своему видению, несмотря на такое полное неприятие публики.