Бизнес-портрет

Что касается деловой фотографии, то помимо запросов по созданию визуального контента для экспертов, развивающих личный бренд, нередко встречаются и запросы на базовый бизнес-портрет. Кому-то нужно приложить хороший портрет к CV (это очень важно), кому-то нужен деловой портрет для статей, публикаций, конференций, а также соцсетей, мессенджеров, различного рода сервисов и платформ.

Иногда заказчиком выступает организация с задачей сделать съёмку для сотрудников (кстати, это достаточно интересная бизнес-модель для фотографа, как один из вариантов high-volume photography, и тут, конечно, нужно иметь основательные знания и навыки, чтобы достойно справиться с задачей).

Но чаще (по крайней мере, пока) запросы на бизнес-портрет идут от индивидуальных заказчиков, и у меня со временем сформировалась определённая эстетика (фон, свет, настройки камеры, позирование и выражения лица, обработка), которая мне нравится, и которую я предлагаю. Кому-то из потенциальных заказчиков нравится, и они хотят сделать в таком же ключе. Кому-то нравится, но есть свои пожелания по изменениям (например, сделать на светлом фоне). Кому-то, очевидно, не нравится, и он ищет другую эстетику.

Покажу на нескольких примерах, как это выглядит, расскажу о том, как это делается, и оставлю пару рекомендаций как подготовиться к такой съёмке модели (заказчику).

Фон. Умеренно тёмный фон серого цвета. Бетонная стена подойдёт отлично. И мне нравится, когда есть немного текстуры.

Свет. Источник: один Profoto D1 500 (на самом деле, подойдёт любой источник, и 200 Дж будет достаточно). Модификатор: большой октабокс. Стойка: журавль. Отражатели: два белых ростовых отражателя, один стоит вертикально со стороны, противоположной источнику света, а второй лежит перед моделью и немного поднят под углом к модели. Такого заполнения более чем достаточно. Другими словами, на модели использован один источник света, а заполнение идёт от отражателей; никакие другие источники не используются.

Самый важный момент — правильное положение источника света. Наиболее эстетичным и соответствующим задаче я считаю схему loop lighting. Нюансы регулировки положения источника отличают плохую работу от качественной, поэтому я в этом моменте не спешу, делаю тестовые кадры и внимательно смотрю на светотеневой рисунок.

Настройки камеры. Выдержка 1/125-1/200 (здесь резонно ставить flash sync speed), диафрагма F7.1-F9 (я за относительно большую глубину резкости в подобной деловой портретуре), ISO в диапазоне 100-160. Как всегда, снимаю в ручном режиме (M). В зависимости от условий, могу запустить чуть-чуть ambient light в сцену.

Бо́льшую часть времени снимаю со штатива, ближе к концу сессии перехожу на съёмку с рук. Съёмка со штатива позволяет зафиксировать камеру в пространстве, пока я двигаюсь сам (корректируя свет, отражатели, одежду на модели и пр.) и позволяет лучше сконцентрироваться на самой модели, на эмоционально-энергетическом аспекте (не отвлекаясь на горизонт, угол съёмки, высоту, кадрирование и пр. перед каждым спуском затвора). И когда работа уже сделана, и я точно уверен, что у меня уже есть идеальные кадры, я убираю штатив и снимаю с рук (здесь же можно и горизонтальные кадры поснимать — пусть они тоже будут, хотя бы процентов десять от объёма; я вообще горизонтальные фотографии люблю больше).

Позирование и выражение лица. Нужно дистанцироваться от фона на пару-тройку шагов. Тело целиком (включая ноги) повернуто на 15-60 градусов в сторону источника света, а нос направлен в объектив. Остаётся только найти положение для рук — они могут быть скрещёнными между собой на груди, сложенными вместе, или находиться в карманах — нужно смотреть по конкретной модели и одежде. Для части кадров можно повернуться зеркально, то есть от света. По эмоциональному наполнению и выражению лица, я стараюсь сделать три варианта: нейтральное, серьёзное, и с лёгкой улыбкой (friendly smile).

Обработка. Минимальная, но обязательная. Ретушь по фону: убрать обращающие на себя внимание детали (пятна, царапины), особенно около лица и по краям изображения. Ретушь по одежде: убрать муар, нитки/волосинки/шерсть, неудачные помятости; прибрать хайлайты на белых рубашках; опционально, прибрать или наоборот вытащить какой-то цвет (color) по насыщенности (saturation) или светлоте (luminance); а вот тон (hue) цветов стараюсь не трогать. Ретушь по коже: убрать мелкие несовершенства (никаких эффектов/фильтров/плагинов и нейронок, ноу криминалити, кожа должна быть настоящей и живой, поэтому всё делаю руками). Ну и общий баланс картинки, само собой (профиль, баланс белого, цветокоррекция, кривые) — это уже через мой пресет, который чуть-чуть подкручивается под конкретную съёмку. Часть обработки происходит в LRC, часть — в PS.

Что касается кадрирования, я стараюсь по возможности на самой съёмке снимать сразу так, как мне бы хотелось оставить в итоге. Но если при обработке какие-то фото хочется покадрировать, я делаю это тоже по интуиции/вкусу/балансу, а не по рекомендациям в духе «глаза должны быть на линии верхней трети». Иногда принятие творческого решения о кадрировании занимает много времени.

Такую съёмку можно уместить в час. Два часа нужно в тех случаях, когда нужно три-четыре варианта одежды, вариативность фона, и/или помимо таких базовых портретов требуется сделать что-то дополнительное (с включением интерьера, за столом, у окна и т.п.); альтернативно, второй час съёмки можно провести в другой локации, например, на улице.

Ещё один бизнес-портрет в том же ключе, для другого заказчика (задача — портрет для резюме / CV):

Ещё пример, базовый деловой портрет для резюме, соцсетей и т.д.:

И ещё пример, мужской деловой портрет как часть фотосессии для визуализации личного бренда эксперта:

На последнем примере, кстати, задействован двухметровый HENSEL OCTABOX 200, мне очень нравится периодически его использовать.

Как подготовиться для деловой фотосессии в формате базового бизнес-портрета?

1. В целом, это достаточно простой вид съёмки как для модели (заказчика), так и для фотографа. Тем не менее, при всей простоте такая фотосессия является крайне важной по своей задаче: это создание цифрового образа заказчика, аватара в бизнес-воплощении. Поэтому первый пункт в подготовке — осознать важность задачи.

Бывало всякое: один заказчик опаздывал на половину съёмки; другой — приезжал совершенно не по тому адресу (и тоже, конечно, опаздывал); кто-то забывал важный предмет одежды или реквизит (ноутбук в такси). Это всё — примеры того, что человек важность задачи не осознал (понятно, что у всех много забот, ролей и функций).

2. Внешний вид имеет огромное значение. Нужно обязательно подготовить хотя бы два варианта одежды (чтобы было разнообразие по цвету, фасону, стилю и т.д.) и убедиться, что с вещами точно всё в порядке (чистые, выглаженные, подходящего размера). Очень важным при восприятии портрета оказывается вид и состояние волос (как минимум, свежая стрижка, чистые волосы). Таким образом, второй пункт — визуализировать образ и понять, что для него нужно подготовить.

3. Осознали важность, визуализировали и подготовились, теперь нужно правильно реализовать. Приехать немного заранее, со всем необходимым, в хорошем расположении. Полностью довериться выбранному фотографу, при этом не боясь проявлять инициативу, если возникает желание.

P.S. Если ведётся какой-то деловой аккаунт или канал, то помимо стандартных базовых портретов, имеет смысл сделать несколько альтернативных кадров (с эмоциями, жестами, реквизитом) для постов и историй, в которые в дальнейшем можно будет добавить надписи и графику: