КРИВЫЕ В LIGHTROOM И CAPTURE ONE

ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ | #6

Кривые — это один их самых мощных, точных и интересных инструментов в программах, предназначенных для работы с raw-файлами (Lightroom, Capture One), растровыми изображениями (Photoshop) и видео (DaVinci Resolve) и вместе с тем один из самых непонятных и зачастую неиспользуемых.

Но дело в том, что, не используя этот инструмент, невозможно добиться некоторых желаемых результатов: никакие другие инструменты не имеют такого функционала как кривые. В абсолютном большинстве стильно и интересно обработанных фотографий была проведена работа с кривыми.

Принципиально можно выделить два основных направления применения кривых:
— работа с тональным (динамическим) диапазоном;
— работа по цветокоррекции и цветогрейдингу (color correction, color grading).

Ещё раз: да, в обоих направлениях существуют и другие инструменты по решению соответствующих задач, но ни один из них не даст именно такого результата, какого можно достичь с кривыми.

Примечание. Описание будет даваться сразу и для Lightroom, и для Capture One, что может быть несколько неудобным для тех, кто использует лишь одну из этих программ. Однако с другой стороны, помимо того, что обеспечиваются интересы обеих групп пользователей и каждой предоставляется возможность посмотреть на альтернативу, также выигрывает и третья группа, пользующаяся обеими программами.

ОБЗОР ЭЛЕМЕНТОВ ИНСТРУМЕНТА

1. Гистограмма

Перед разбором кривых хорошо бы вспомнить, что такое гистограмма.

Гистограмма демонстрирует распределение пикселей изображения по уровням яркости.

Горизонтальная ось отображает уровни яркости пикселей и разбита на 256 частей (категорий), каждая из которых соответствует определённому уровню яркости: от 0 до 255 (слева направо).

Примечание о числе уровней яркости. ↓

Надо отметить, что RAW-файлы содержат гораздо больше уровней яркости, нежели 256. Так, самая распространённая битовая глубина у современных RAW-файлов — 12 бит на канал, что даёт 2^12=4096 уровней яркости. Битовая глубина у RAW-файлов профессиональных камер — 14 бит на канал, что даёт 2^14=16384 уровня яркости. Однако видимая гистограмма представляет собой гистограмму текущего файла предпросмотра (Preview-файла), имеющего глубину в 8 бит на канал (2^8=256 уровней яркости), а не самого RAW-файла. Иными словами, когда пользователь вводит изменения при редактировании RAW-файла, он работает с данными из RAW-файла, но визуализируется это всё равно с глубиной 8 бит. И надо сказать, это упрощает и восприятие информации, и работу с ней. Есть и техническое ограничение: мониторы даже с 12 бит на канал пока на потребительском рынке отсутствуют (не говоря уж про 14 бит).

Вертикальная ось показывает количество пикселей, соответствующих каждому уровню яркости.

2. Кривая

Как и в гистограмме, горизонтальная ось тоновой кривой отображает 256 уровней яркости. Это так называемые входные значения (input values). Это — исходные значения.

Вертикальная ось тоже отображает 256 уровней яркости, но это уже так называемые выходные значения (output values). Это — новые, установленные пользователем значения.

До внесения пользователем каких-либо изменений каждое выходное значение равно каждому входному (0=0, …, 255=255), поэтому изначально тоновая кривая представляет собой отрезок, который лежит на прямой, являющейся графиком функции y = x.

Однако если потянуть кривую за любую точку, то выходные значения станут отличными от входных.

Кривая — это, по сути, график функции преобразования входных значений яркости в выходные.

Управление кривой происходит через перемещение опорных точек (anchor points, control points). Две всегда есть по умолчанию: это точка чёрного (black point) и точка белого (white point), расположенные в левом нижнем и правом верхнем углу соответственно, дополнительно к ним можно добавить собственные опорные точки.

Существует возможность размещать точки на кривой, кликая непосредственно в интересующих местах самого изображения. Для этого в Lightroom необходимо активировать иконку с мишенью (target adjustment tool) в левом верхнем углу вкладки Tone Curve, а в Capture One — активировать иконку с пипеткой (picker tool) в правом нижнем углу вкладки Curve.

На фоне за кривой для удобства ориентирования отображена гистограмма. Этот фоновый вид соответствует её текущему виду, то есть учитывает изменения, сделанные пользователем с помощью других инструментов (из вкладки Basic, Color Mixer и др.).

РАБОТА С ТОНАЛЬНЫМ ДИАПАЗОНОМ

1. Типы кривых

Для работы с тональным диапазоном в Lightroom есть две кривые: параметрическая кривая (parametric curve) и точечная кривая (point curve).

Параметрическая кривая не позволяет расставлять собственные опорные точки. Управление происходит через ползунки в рамках всего лишь четырёх областей (категорий) тонального диапазона — Shadows, Darks, Lights, Highlights. Однако при этом есть возможность регулировать границы этих областей (с помощью трёх треугольных ползунков на горизонтальной оси). Параметрическая кривая — это самый безопасный вариант кривой: с ней можно быстро набросать желаемые изменения, не боясь испортить результат.

Точечная же кривая позволяет расставлять собственные опорные точки и двигать их по своему усмотрению, это более гибкий и точный инструмент, чем параметрическая кривая.

Для работы с тональным диапазоном в Capture One есть две кривые: RGB-кривая (RGB curve) и Luma-кривая (Luma curve). Они обе точечные, параметрической кривой в Capture One нет.

RGB-кривая работает так же, как точечная кривая в Lightroom без коррекции ползунком Refine Saturation: при работе с этой кривой оказывается влияние на насыщенность цветов.

Luma-кривая работает так же, как точечная кривая в Lightroom c максимальной коррекцией ползунком Refine Saturation: при работе с этой кривой цвета не меняют свою насыщенность.

Примечание. До Lightroom Classic версии 12.4 и ACR версии 15.4 (обновление от июня 2023), точечная кривая не имела дополнительного ползунка Refine Saturation. Очевидно, это обстоятельство делало работу с кривыми в Capture One, где Luma-кривая появилась ещё в 2015 году, более управляемой в отношении контроля над цветом. Лишь спустя восемь лет инженеры Adobe предложили своё решение.

Чтобы системно понять все нюансы работы кривых, имеет смысл последовательно разобрать все варианты доступных изменений положений опорных точек. При этом резонно использовать одни и те же изображения (контрольные образцы). Поехали.

2. Работа с точкой чёрного

Точка чёрного — это начало тонального диапазона изображения, его самая тёмная точка.

Горизонтальная ось гистограммы отображает все возможные уровни яркости пикселей, и нулевой уровень яркости находится в самом начале оси слева. Это — абсолютно чёрный цвет (0).

При этом сама гистограмма того или иного изображения может начинаться как с нулевого значения яркости, так и любого более светлого (правее начала оси).

В зависимости от типа изображения, художественной задачи, личного восприятия и других факторов существующую точку чёрного можно двигать относительно абсолютно чёрного цвета — приближать или отдалять. Существует несколько способов задать положение точки чёрного, пока же речь пойдёт о работе с кривыми.

Что представляет собой точка на кривой в нижнем левом углу? Эта точка отражает преобразование самой тёмной точки изображения — от исходного (входного) значения до нового (выходного), заданного пользователем. Получается, это прямое управление точкой чёрного!

Если поднять эту точку на кривой вверх, то входные значения самого начала диапазона преобразуются в более светлые выходные значения (как и другие области до следующей точки, но в меньшей мере). При этом на гистограмме новая точка чёрного сместится правее по горизонтальной оси, дальше от абсолютно чёрного, сжимая гистограмму вправо.

Такое смещение даёт комплексный эффект:
1) тени становятся светлее, в них появляется больше деталей;
2) понижается контраст, особенно в тёмной части диапазона;
3) изображение приобретает определённый художественный эффект faded/matte, напоминающий о тональных характеристиках плёнки (чёрный становится тёмно-серым).

Важное замечание по поводу контраста. Чем круче угол подъёма кривой в данной области тонального диапазона, тем сильнее контраст в ней. И чем менее крутой подъём — тем меньше контраст. Прямая y = x, на которой изначально расположена кривая, остаётся видна как едва заметная тёмная линия во всех программах, являясь удобным ориентиром.

В данном случае, когда точка чёрного приподнята вверх, крутизна подъёма уменьшилась, что свидетельствует об уменьшении контраста.

Если сдвинуть точку чёрного на кривой вправо, то все входные значения яркости меньше нового положения точки чёрного будут приравнены к абсолютному чёрному. Гистограмма сожмётся в более узкий диапазон у нуля, произойдёт сжатие тонового диапазона в тёмных областях.

Такое смещение даёт уже противоположный эффект:
1) тени становятся темнее, глубже, плотнее, и в них видно меньше деталей;
2) контраст повышается, преимущественно в тёмной части диапазона;
3) с художественной точки зрения изображение выглядит более жёстким и тяжёлым.

Поскольку в данном случае гистограмма тянется к абсолютному чёрному, важно соблюсти меру. Для контроля удобно включить предупреждение о клиппинге (clipping), используя горячие клавиши: в Lightroom это клавиша J (Show Clipping), а в Capture One — сочетание Ctrl + E (Exposure Warning).

3. Работа с точкой белого

Точка белого — это самая светлая точка изображения, верхняя граница тонального диапазона.

Максимальный уровень яркости находится в самом конце горизонтальной оси гистограммы справа. Это — абсолютно белый цвет (255).

При этом сама гистограмма того или иного изображения может заканчиваться как на максимальном уровне яркости, так и на любом более низком значении. Аналогично точке чёрного, точку белого можно смещать относительно абсолютного белого цвета.

На кривой точка белого находится в правом верхнем углу.

Если опустить точку белого на кривой вниз, то входные значения в области максимальной яркости будут преобразованы в более тёмные выходные значения (также, но в меньшей степени, изменятся и другие зоны до следующей точки). При этом на гистограмме новая точка белого сместится левее по горизонтальной оси, дальше от абсолютно белого, сжимая гистограмму влево.

Такое смещение точки белого даёт следующий эффект:
1) светлые части диапазона становятся темнее;
2) понижается контраст, особенно в светлой части диапазона;
3) изображение получает художественный эффект приглушённой верхней части диапазона, который отлично дополняет эффект faded/matte, рассмотренный ранее.

Если сдвинуть точку белого на кривой влево, то все входные значения яркости больше нового положения точки белого будут приравнены к абсолютно белому. Гистограмма растянется вправо.

Такое смещение даёт противоположный эффект:
1) светлые части диапазона становятся светлее;
2) повышается контраст, особенно в светлой части диапазона.

Поскольку в данном случае гистограмма тянется к абсолютному белому, резонно отследить клиппинг.

4. Работа с дополнительными точками

Пользователь может добавить собственные опорные точки для свободной работы с желаемыми частями (областями) тонального диапазона.

Как вообще добавить точку на кривую?

Первая опция: кликать в любом месте области, образованной осями. В этом случае на кривой будет создана точка, абсцисса которой будет соответствовать абсциссе курсора в момент клика (входное значение), а ордината точки будет соответствовать ординате на самой кривой (выходное значение). Иными словами, положение создаваемой точки определяется абсциссой (перпендикулярной проекцией на горизонтальную ось) курсора, входным значением.

Важный момент: в Lightroom при этом нужно предварительно зажать Alt (Option на Mac), иначе создаваемая опорная точка будет создана не на кривой, а в месте клика, что обычно неудобно. Если перемещать активную (выбранную) в данный момент точку с зажатой клавишей Shift, то движение будет происходить только по вертикали, без смещения влево или вправо. Для удобства управления, активную точку можно аккуратно перемещать вниз и вверх, используя стрелки на клавиатуре. Кроме того, для каждой точки можно ввести точные координаты с помощью числовых значений, вводя их с клавиатуры в поля (поля для ввода будут активны после двойного щелчка по значению координат, написанных под кривой).

В Capture One зажимать Alt не требуется: точка всегда будет создаваться на самой кривой. Активную точку можно перемещать стрелками на клавиатуре: вниз и вверх, а также влево и вправо. Вводить координаты числовыми значениями возможности нет. Зато есть возможность отстегнуть панель с кривой от списка других панелей, и при желании всегда держать её открытой, да ещё и в любом месте на экране, да ещё и в любом размере.

Вторая опция: кликать на интересующих областях самого изображения. Для этого в Lightroom необходимо активировать иконку с мишенью в левом верхнем углу вкладки Tone Curve (и можно тянуть вниз и вверх при зажатой кнопке мышки), а в Capture One — активировать иконку с пипеткой в правом нижнем углу вкладки Curve.

Что касается количества, то в Lightroom кривая может иметь 16 точек, а в Capture One — сколько угодно.

Где размещать точки на кривой?

Например, можно добавить точку в середине и потянуть кривую по направлению, перпендикулярному касательной к кривой в этой точке. Эффект будет очень похож на работу ползунков Exposure в Lightroom и Exposure или Brightness в Capture One, но, разумеется, будет несколько отличаться (потому что преобразование происходит по другой математической функции). Однако дополнительные точки нужны не для того, чтобы управлять экспозицией.

Рассмотрим несколько практических примеров размещения дополнительных точек.

1. Самое распространённое стандартное решение — набросать к имеющимся двум по умолчанию точкам три дополнительные, разбив тем самым кривую на пять частей.

Примечание. В обеих программах имеются готовые стандартные заготовки многоточечных кривых. В Lightroom это шеститочечные кривые Medium Contrast и Strong Contrast; их можно выбрать в небольшом меню под самой кривой при нажатии на надпись Point Curve. В Capture One тоже есть стандартные встроенные заготовки кривых, четырех- и пятиточечные; открываются при нажатии на пиктограмму с тремя полосками в правом верхнем углу вкладки Curve.

Обычно это делается для ручного управляемого изменения контраста. Это гораздо более тонкий и точный способ, в отличие от ползунка Contrast (во вкладке Basic в Lightroom, во вкладке Exposure в Capture One).

Типично, такая кривая будет иметь S-образную форму. И вспоминая важное замечание по поводу контраста, важно осознать, что S-образная кривая увеличивает контраст в средней части диапазона, но при этом снижает его в тёмной и светлой частях диапазона.

2. При создании faded/matte эффекта, чтобы не потерять контраст в средней части диапазона, необходимо иметь на кривой две дополнительные точки, отсекающие влияние точек чёрного и белого на середину диапазона.

3. Иногда требуется сделать части кривой максимально независимыми друг от друга, в этом случае можно поставить две точки рядом, тогда части кривой за пределами этих двух точек будут практически изолированы.

В целом надо помнить, что кривая — это очень точный и отзывчивый инструмент, требующий аккуратной и внимательной работы.

Как удалять точки на кривой?

В Lightroom для удаления опорной точки необходимо навести курсор на неё, а затем сделать либо двойной щелчок левой кнопкой мышки, либо одинарный правой и выбрать из появившегося меню опцию удаления (Delete Control Point).

В Capture One для удаления опорной точки можно нажать кнопку Del на клавиатуре (предварительно выбрав саму точку) или, наведя на точку курсор, кликнуть правой кнопкой и выбрать из появившегося меню опцию удаления (Remove Selected). Также любую точку за исключением точки чёрного и точки белого можно удалить, вытащив её за пределы области кривой, образованной координатными осями, в любом направлении.

5. В чём разница между работой ползунков и кривой?

Вопрос на засыпку: каковы отличия работы ползунков (таких как Highlights, Shadows, Whites, Blacks в панели Basic в Lightroom, или Highlight, Shadow, White, Black в панели High Dynamic Range в Capture One) при работе с тональным диапазоном?

ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ И ЦВЕТОГРЕЙДИНГ

После того как понятна логика работы с кривой в отношении динамического диапазона, можно приступить к работе с цветом через кривые.

1. Для чего нужны поканальные кривые

Как в Lightroom, так и в Capture One помимо рассмотренных выше кривых (параметрическая и точечная в Lightroom, RGB-кривая и Luma-кривая в Capture One) существуют кривые для каждого отдельного цветового канала — красного (R), зелёного (G), синего (B).

Работа с поканальными кривыми даёт возможность корректировать (color correction) и стилизовать (color grading) цвета в тех областях тонального диапазона, в которых пожелает пользователь.

Примечание о color correction и color grading. ↓

Примечание. В материале про основы работы в Lightroom уже упоминалось о разнице между понятиями color correction и color grading, но стоит пояснить это ещё раз. Работа с цветом в цифровой фотографии (что также справедливо для видеопроизводства) традиционно разделяется на два этапа, которые отличаются своими целями и задачами.

I. Цветокоррекция (color correction).
Цель: исправить технические недостатки. Основная задача — привести цвета к нейтральному виду. Например, исправляется некорректный баланс белого. Если необходимо, устраняются нежелательные цветовые искажения, вызванные отражённым светом (рефлексы)

II. Цветогрейдинг (color grading).
Цель: придать изображению желаемый художественный стиль. После цветокоррекции — приведения цветов к нейтральному состоянию — при необходимости можно целенаправленно их изменить для реализации художественных задач. Это может включать создание или подчёркивание определённого настроения, состояния или атмосферы; акцентирование авторского посыла или метасообщения; управление вниманием зрителя и другие задачи.

P.S. Термин «цветогрейдинг» — это транслитерация английского «color grading», которая может звучать не очень естественно на русском языке. Возможные альтернативы: «грейдинг», «грейдинг цвета», «художественная цветокоррекция».

Необходимо отметить, что тема цвета настолько важна, что каждому творческому человеку стоит посвятить ей внимание. В ней много интересных аспектов: физика цвета, физиология восприятия, психология цвета, сочетания цветов и многое другое. В фотографии цвет является одним из важнейших выразительных средств. В рамках материала, посвящённого кривым, нет возможности раскрыть даже один из аспектов темы цвета, поэтому рекомендуется ознакомиться с базовыми понятиями в дополнительных источниках.

Однако один момент всё же необходимо раскрыть. Исторически сложившаяся цветовая модель (скорее даже не модель, а система смешения цветов), в которой основными цветами являются красный, жёлтый и синий (RYB), в современной науке и технологиях уступила место более точным моделям, таким как RGB для отображения на экранах и CMYK для печати.

Если представить традиционную модель RYB в виде цветового круга и определить комплементарные цвета для трёх основных, то получатся следующие три пары: красный — зелёный, жёлтый — пурпурный, синий — оранжевый (red-green, yellow-purple, blue-orange).

Однако в модели RGB, которая, в частности, используется практически на всех цифровых устройствах, комплементарные пары будут совсем иные: красный — циановый, зелёный — маджента, синий — жёлтый (red-cyan, green-magenta, blue-yellow).

Вопрос на засыпку: какой же цвет «считать» комплементарным красному — зелёный или циановый? С точки зрения науки и технологий, однозначно — циановый. Однако это не означает, что сочетание красный плюс циановый эстетически лучше, чем красный плюс зелёный. Второе сочетание цветов может быть гораздо более выразительным для художника и/или зрителя, иметь больше культурного бэкграунда и пр. Вывод: в работе по технической и художественной цветокоррекции обязательно нужно применять знания образования цветов в RGB-модели, но при принятии художественных решений — в частности, при формировании гармоничных сочетаний цветов между собой — руководствоваться любыми инструментами, главный из которых — собственные ощущения.

Как работают кривые каждого канала?

Изменяя форму кривых каждого канала (R, G, B), пользователь задаёт новые значения яркости пикселей по каждому каналу отдельно. Это фактически влияет на все характеристики цветов — тон, насыщенность, яркость — в затрагиваемых частях тонального диапазона, поскольку цвет каждого пикселя формируется суммой значений компонентов (каналов).

Посмотрим, как это выглядит на практике.

2. Красный канал

2.1. Движение вверх

Если на кривой в красном канале создать произвольную точку и потянуть её вверх, то увеличивается значение красного (R) компонента в затрагиваемых областях диапазона. Увеличение красного компонента ведёт к двум последствиям:

— пиксели (с красным компонентом, близким к входному значению точки на кривой) становятся краснее, поскольку, как уже отмечалось выше, цвет пикселя формируется суммой значений каналов;
— пиксели в затрагиваемых областях диапазона становятся ярче.

2.2. Компенсация яркости при движении вверх

А что, если увеличение яркости является нежелательным последствием? Иными словами, что делать, когда пиксели нужно сделать краснее, но при этом оставить их яркость на том же уровне?

При такой постановке задачи, после поднятия точки вверх в красном канале необходимо создать аналогичную по положению точку в каждом из остальных каналов — зелёном (G) и синем (B) — и опустить каждую из них вниз. В теории звучит просто. При этом надо знать, что из-за особенностей человеческого восприятия цветов, вклад каналов в воспринимаемую яркость существенно различается (см. Примечание). Кроме того, разумеется, нужно понимать, что изменение кривых в остальных каналах помимо влияния на яркость влияет и на остальные характеристики цветов (тон и насыщенность). Получается, что на практике компенсация яркости через кривые — это очень тонкий и сложный процесс. Для решения таких задач имеет смысл пользоваться дополнительными инструментами для цветокоррекции, в частности, вкладкой Color Mixer (HSL / Color) в Lightroom и Color Editor в Capture One, которые позволяют изменять яркость, тон и насыщенность независимо для выбранного цветового диапазона.

Примечание о вкладе каналов в воспринимаемую яркость. ↓

В RGB-модели, которая используется для представления цветов в цифровых изображениях, яркость пикселя определяется как взвешенная сумма(1) трёх каналов: красного (R), зелёного (G) и синего (B). Однако вклад каждого из этих каналов в воспринимаемую яркость различается. Это связано с особенностями человеческого зрения, которое по-разному чувствительно к различным длинам волн света, соответствующим цветам.

Человеческий глаз более чувствителен к зелёному свету, менее — к красному, и ещё менее — к синему. Это объясняется физиологией сетчатки глаза, где колбочки (фоторецепторы, отвечающие за цветовое зрение) имеют разную чувствительность к длинам волн. Пик спектральной чувствительности глаза приходится на длину волны около 555 нм, что соответствует зелёному цвету, который находится в середине видимого спектра; красный (около 630 нм) и синий (около 450 нм) находятся ближе к краям спектра, где чувствительность слабее.

Для учёта этой особенности в цифровой обработке изображений используется концепция воспринимаемой яркости, которая рассчитывается как взвешенная сумма значений каналов RGB. Коэффициенты веса отражают вклад каждого канала в яркость, основываясь на чувствительности человеческого глаза. В стандарте sRGB эти коэффициенты имеют следующие значения:

— Зелёный (G): 71,52 % (0,7152)
— Красный (R): 21,26 % (0,2126)
— Синий (B): 7,22 % (0,0722)

Формула для вычисления яркости (luma, обозначается как Y) в sRGB выглядит следующим образом:
Y = 0,2126 × R + 0,7152 × G + 0,0722 × B

Значения R, G и B обычно находятся в диапазоне 0 до 1, то есть в нормализованном виде. Для получения нормализованных значений необходимо значение из диапазона от 0 до 255 разделить на 255. Так, пиксель с значениями RGB (100, 100, 100) имеет значения (0,392, 0,392, 0,392) в нормализованном виде (100/255 ≈ 0,392).

Для наглядности рассмотрим на конкретном примере. Допустим, есть пиксель с значениями RGB (100, 100, 100).

Рассчитаем воспринимаемую яркость исходного пикселя:
Y = 0,2126 × R + 0,7152 × G + 0,0722 × B = 0,2126 × 100/255 + 0,7152 × 100/255 + 0,0722 × 100/255 = 0,3922

Если увеличить яркость красного канала на 50, то яркость пикселя RGB (150, 100, 100) станет:
Y = 0,2126 × R + 0,7152 × G + 0,0722 × B = 0,2126 × 150/255 + 0,7152 × 100/255 + 0,0722 × 100/255 = 0,4338

Если увеличить яркость зелёного канала на 50, то яркость пикселя RGB (100, 150, 100) станет:
Y = 0,2126 × R + 0,7152 × G + 0,0722 × B = 0,2126 × 100/255 + 0,7152 × 150/255 + 0,0722 × 100/255 = 0,5324

Если увеличить яркость синего канала на 50, то яркость пикселя RGB (100, 100, 150) станет:
Y = 0,2126 × R + 0,7152 × G + 0,0722 × B = 0,2126 × 100/255 + 0,7152 × 100/255 + 0,0722 × 150/255 = 0,4063

Как видно из полученных значений, увеличение зелёного канала даёт значительно больший прирост яркости (с 0,3922 до 0,5324), чем увеличение красного (с 0,3922 до 0,4338), и тем более синего (с 0,3922 до 0,4063)(2).

Округлённые значения коэффициентов, выраженные в процентах их вклада в яркость, можно запомнить: зелёный — 72 %, красный — 21 %, синий — 7 %.


  1. Взвешенная сумма — это математический термин, обозначающий сумму значений, каждое из которых умножено на свой вес (коэффициент), отражающий его значимость или важность. ↩︎
  2. В реальных вычислениях sRGB значения RGB хранятся в нелинейном виде (с гамма-коррекцией) и для точных расчётов требуется преобразование в линейное пространство. Приведённые же расчёты для простоты выполнены без учёта гамма-коррекции. ↩︎