Гитарист и преподаватель Вячеслав Чернов

Обучение игре на электрогитаре

Никто не может научить вас играть на электрогитаре. Сделать это можете только вы сами. Задача преподавателя — придать необходимый толчок для дальнейшего самостоятельного развития через структурированную передачу адекватной информации и проверки её интерпретации обучающимся. Поэтому важнейший навык, который необходимо приобрести за время обучения — умение учить себя самому. Это именно навык, поскольку способность эффективно подойти к проблеме (системно и всеобъемлюще) необходимо развивать — через ежедневную практику. Любой текущий итоговый результат на 90% зависит полностью от Вас.

Кроме того, нужно понимать, что сама по себе игра на инструменте с технической точки зрения — это, возможно, самое важное, что должен уметь гитарист, но далеко не единственное, и достаточно бессмысленное само по себе. Необходимо всесторонне и на регулярной основе развивать слух (мелодический, гармонический, ритмический, тембральный), вкус и музыкальную культуру, теоретическое понимание музыки, навыки взаимодействия с другими музыкантами, выступлений и так далее. Другими словами, развиваться следует гармонично. В специализированных учебных заведениях для решения такой задачи прибегают к методичному изучению нескольких дисциплин параллельно с соответствующими профильными преподавателями в течение нескольких лет. Но если Ваше самостоятельное развитие как музыканта всегда было патологически несистемным, источники знаний всегда были сомнительного качества, занятия на инструменте не были регулярными, всё-таки никогда не поздно это изменить.

Программа обучения игре на электрогитаре рассчитана приблизительно на один год (50-60 занятий). Это средний срок, в течение которого изучаются, прежде всего, технические аспекты игры на электрогитаре. Материал даётся последовательно (от простого к сложному); для каждого человека состав, порядок и форма подачи материала подбирается индивидуально. Плюс, в зависимости от человека — от опыта, уровня самосознания и пр. — подбирается глубина изучения того или иного аспекта исполнительского мастерства в тот или иной момент. Если разбить программу обучения на блоки, то это выглядит так.

Посадка и постановка рук.
Практически всем, кто ко мне приходит, требуется корректировка. Всегда наличие этих проблем является следствием недостаточной ответственности в подходе к этому вопросу самого человека. Несмотря на то, что не существует какой-либо единой системы постановки рук на электрогитаре, никто не отменял принцип физиологичности (руки следует ставить исходя из строения человеческого тела и принципов его работы). Тем не менее многие неправильно ставят обе руки при игре на электрогитаре с точки зрения физиологии. Второй принцип, о котором я не устану повторять: нужно научиться играть максимально расслабленно, научиться задействовать только те мышцы, которые нужны в данный момент для совершения движения в той мере, в которой необходимо. Третий принцип — универсальность постановки рук, то есть возможность решать широкий диапазон музыкальных задач и понимать, как это делать.

Работа медиатором.
Игра на электрогитаре почти всегда подразумевает использование медиатора: это основной способ извлечения звука. Необходимо максимально детально разобраться с вариантами движения различных частей руки (предплечье, кисть, пальцы), тонкостями влияния углов медиатора в трёх плоскостях на траекторию движения и характер получаемого звука, степенью его погружения, и пр., чтобы максимально осознанно и целенаправленно корректировать постановку и работу правой руки как в процессе обучения, так и при дальнейшей игре в зависимости от решаемой задачи. Для получения качественного и управляемого звукоизвлечения, освоения переменного и свипового штриха медиатора, синхронизации левой и правой рук требуется длительное время.

Ритмика.
На первоначальном этапе развития ритмической культуры после получения элементарных теоретических знаний необходимо уверенно овладеть базовой метрической сеткой, в которой используются основные длительности нот и пауз (четвертные, восьмые, шестнадцатые) и типичные размеры тактов (две, три, четыре четверти). На этом этапе ставятся следующие основные задачи:
- научиться читать и проговаривать с помощью ритмослогов, а также исполнять на инструменте вышеуказанные длительности нот и пауз изолированно друг от друга и в ритмических рисунках во всех комбинациях с листа (без предварительного прослушивания) — без метронома и с метрономом;
- научиться определять длительности нот и структуру ритмических рисунков на слух (ритмический диктант), и, соответственно, проговаривать и проигрывать услышанный рисунок — без метронома и с метрономом;
- дополнительно, в целях закрепления навыков, возможно выполнение разнообразных творческих заданий (изменение рисунка заданной мелодии и др.).
Точно так же, после уверенного овладения базовой метрической сеткой, по аналогии прорабатываются рисунки, включающие ноты и паузы с точкой. В зависимости от успеваемости, начинается освоение смешанных тактовых размеров (пять восьмых, семь восьмых, девять восьмых и пр.).
В дальнейшем необходимо начать осваивать особые виды ритмического деления — триоли, квинтоли и пр. Прорабатывать их необходимо так же системно: изолировано, в рисунках (соответственно, триольных, квинтольных и т. д.), а также в сочетаниях с уже освоенными видами ритмического деления. С теми же типами задач: проговаривать (пропевать) и играть без предварительного прослушивания, снимать на слух и исполнять услышанный рисунок, выполнять разнообразные творческие задания.

К этому моменту ритмическая культура обучающегося имеет уровень, на котором он может достаточно уверенно исполнить любой ритмических рисунок, заданный нотным станом, снять на слух и исполнить на инструменте произвольный ритмический рисунок (с любыми ритмическими делениями и размерами тактов) в различных темпах, свободно варьировать структуру исполняемых рисунков, ритмически импровизировать и так далее. Другими словами, понятна основная математика распределения звуков в музыкальном времени, более или менее развит ритмический слух, и всё это закреплено практическими навыками, в том числе с инструментом.

Имея такой уровень подготовки, резонно переходить к изучению более сложных вариантов распределения во времени как отдельных долей относительно друг друга (например, когда теоретически одинаковые по длительности ноты исполняются с определённым коэффициентом между собой в зависимости от того, на какой доле они находятся — как в swing rhythm и др.), так и всей партии относительно внешней системы координат, задаваемой метрономом, барабанщиком и др. (например, смещение партии назад, так называемая игра behind the beat).

Легато.
Так сложилось, что, говоря об игре на электрогитаре, под легато нередко подразумевается не способ перехода от одной ноте к другой (характеризуемый плавностью и связностью нот), который можно реализовать множеством технических приёмов, а конкретные технические приёмы — хаммер (hammer-on) и срыв (pull-off), которые исполняются левой рукой без помощи правой. Это достаточно трудоёмкие для изучения приёмы, которыми нужно отдельно и целенаправленно заниматься. Есть множество нюансов работы левой руки — как должны работать пальцы при игре на одной струне, как делать переходы на струну вниз или вверх, как играть восходящее или нисходящее легато с использованием открытых струн, как научиться органично совмещать звукоизвлечение медиатором и левой рукой и так далее.

Бенды и вибрато.
Бенды и вибрато — очень выразительные приёмы и они являются неотъемлемой частью в технике владения инструментом. Технически их можно реализовывать по-разному, но на первоначальном этапе необходимо поставить одно конкретное движение — кистевое, научиться точно попадать в высоту нот при бендах и контролировать вибрато с точки зрения амплитуды и ритмики. Когда эти приёмы технически освоены, разобраны примеры применения, можно пробовать расширять глубину понимания с тем, чтобы звучание было более индивидуальным и выразительным.

Чёсовый (фанковский) аккомпанемент.
Это достаточно специфический набор техник работы правой и левой рук, которые дают характерное звучание гитарной партии. Я настоятельно рекомендую его освоить, ибо он не просто расширяет технический арсенал, но в целом поднимает уровень владения инструментом — по-другому начинает работать правая рука, левая приобретает навыки, которых не было ранее и т. д.

Риффы.
Гитара — это прежде всего аккомпанирующий инструмент, и уже потом — сольный. Аккомпанемент может быть аккордами, сыгранными перебором или чёсом, может быть вообще перкуссионным рисунком, но чаще всего в музыке, условно относимой к роковой или околороковой, аккомпанемент играется риффами. Они зачастую составляют фундамент композиции и занимают ее большую часть, это то, что в связке с барабанами и бас-гитарой даёт музыкальное движение композиции. Есть немало людей, которые посредственно поиграв технически несложные риффы (например, AC/DC, The Offspring или подобные) или разыграли руку до исполнения заветного Master of puppets решили, что играть риффы — это несложно, и лучше сконцентрироваться на мастерстве исполнения соло партий. Но. Во-первых, уровень исполнения риффов может быть совершенно различным качественно. Просто выучить по скачанным табам рифф и исполнить все ноты — это еще не сыграть. Самое сложное — научиться играть с правильным временем, динамикой, звукоизвлечением как таковым, одним словом — с грувом. Во-вторых, менее значительный аргумент, но тем не менее — рифф риффу рознь — есть риффы, которые сыграть даже технически совсем непросто.

Тэппинг.
Дополнительный вид техники, который можно воспринимать как возможность делать хаммеры и срывы правой рукой. Не является чем-то особенно сложным, но тоже требует правильного подхода, синхронизации работы рук и хорошего звукоизвлечения (не отличимого от звукоизвлечения левой рукой).

Звукоизвлечение пальцами правой руки.
Для акустической и электроакустической гитары навык звукоизвлечения пальцами правой руки является обязательным, но даже при игре исключительно на электрогитаре этот навык существенно расширяет возможности.

Разбор музыкальных произведений.
На этапе обучения игре на электрогитаре (да и на любом другом инструменте) это является важным пунктом. Полезно играть любые этюды: они эффективно позволяют выявить слабые места и поднять технику игры. Причём под этюдами необязательно подразумевать жанр, это могут быть и произведения других жанров (прелюдия, каприс и др.). Необходимо также играть и целые произведения (гитарные, а в идеале — не только гитарные) — выкладываясь от первой ноты до последней.

Дополнительно.
Несмотря на то, что я являюсь преподавателем по технике игре на электрогитаре, я стараюсь приобщить обучающегося и к другим аспектам гармоничного обучения и, в частности, в процессе прохождения программы изучаются теоретические основы музыки в практической плоскости (расположение нот на грифе, построение интервалов, строение аккордов и построение их на грифе, аппликатурное понимание ладов и пр.), объясняется методика самостоятельной практики сольфеджио, на регулярной основе даются задания на съём партий на слух (гитарных и не только). В том случае, если обучающийся посещает дополнительные занятия со сторонними специализированными преподавателями (например, по теории музыки, гармонии или сольфеджио), ему предоставляется существенная скидка на обучение.

Описанная выше программа обучения — это начало пути. Владение инструментом — это результат многолетней работы. За полгода-год можно получить информацию и начать её прорабатывать, превращая в навыки, которые совершенствуются годами. Плюс помимо техники надо заниматься ещё много чем. И ключевой аспект: осознанность в процессе самостоятельных занятий, этому тоже нужно долго учиться. Не питайте иллюзий, что занимаясь час-два в день через год-два вы вдруг станете музыкантом (час-два легко могут уходить только лишь на практику сольфеджио). Насколько наработали — то и получите.

Обучение проводится исключительно в очной форме.