Гитарист и преподаватель Вячеслав Чернов

Обучение игре на электрогитаре

Никто не может научить Вас играть на электрогитаре. Сделать это можете только Вы сами. Задача преподавателя - придать необходимый толчок для дальнейшего самостоятельного развития. Поэтому важнейший навык, который необходимо приобрести за время обучения - умение учить себя самому. Это именно навык, поскольку способность эффективно подойти к проблеме (системно и всеобъемлюще) необходимо развивать - через ежедневную практику. Любой текущий итоговый результат на 90% зависит полностью от Вас.

Кроме того, нужно понимать, что сама по себе игра на инструменте с технической точки зрения - это, возможно, самое важное, что должен уметь гитарист, но далеко не единственное, и достаточно бессмысленное само по себе. Необходимо всесторонне и на регулярной основе развивать слух (мелодический, гармонический, ритмический, тембральный), вкус и музыкальную культуру, теоретическое понимание музыки, навыки взаимодействия и игры с другими музыкантами, выступлений и так далее. Другими словами, развиваться следует гармонично. В специализированных учебных заведениях для решения такой задачи прибегают к методичному изучению нескольких дисциплин параллельно с соответствующими профильными преподавателями. Но если Ваше самостоятельное развитие как музыканта всегда было патологически несистемным, источники знаний всегда были сомнительного качества, занятия на инструменте не были регулярными, все-таки никогда не поздно это изменить.

Программа обучения игре на электрогитаре рассчитана приблизительно на один год (50-60 занятий). Это средний срок, в течение которого изучаются, прежде всего, технические аспекты игры на электрогитаре. Материал дается последовательно (от простого к сложному), но для каждого человека состав, порядок и форма подачи материала подбирается индивидуально. Плюс, в зависимости от человека - от опыта, уровня самосознания и пр. - подбирается глубина изучения того или иного аспекта исполнительского мастерства в тот или иной момент. Если разбить программу обучения на блоки, то это выглядит так.

Посадка и постановка рук.
Практически всем, кто ко мне приходит, требуется корректировка. Всегда наличие этих проблем является следствием недостаточной ответственности в подходе к этому вопросу самого человека. Несмотря на то, что не существует какой-либо единой системы постановки рук на электрогитаре, никто не отменял принцип физиологичности (руки следует ставить исходя из строения человеческого тела и принципов его работы). Тем не менее, многие неправильно ставят обе руки при игре на электрогитаре с точки зрения физиологии. Второй принцип, о котором я не устану повторять - нужно научиться играть максимально расслабленно. Третий принцип - универсальность постановки рук, то есть возможность решать широкий диапазон музыкальных задач и понимать, как это сделать.

Работа медиатором.
Игра на электрогитаре почти всегда подразумевает использование медиатора. Это не просто технический прием, а основной способ извлечения звука. Длительное время требуется для получения качественного и управляемого звукоизвлечения, освоения переменного и свипового штриха медиатора, синхронизации левой и правой руки.

Ритмика.
На начальном этапе развития ритмической культуры после получения элементарных теоретических знаний необходимо научиться играть под метроном все базовые группировки длительностей - четверти, восьмые, шестнадцатые, ноты с точкой, триоли, квинтоли и т.п. По мере освоения навыков в ритмике сложность поставленных задач возрастает, давая в конечном итоге комплексное понимание вопроса и навык организации нот во времени.

Легато.
Так сложилось, что, говоря об игре на электрогитаре, под легато нередко подразумевается не способ перехода от одной ноте к другой (характеризуемый плавностью и связностью нот), который можно реализовать множеством технических приемов, а конкретные технические приемы - хаммер (hammer-on) и срыв (pull-off), которые исполняются левой рукой без помощи правой. Это достаточно трудоемкие для изучения приемы, которыми нужно отдельно и целенаправленно заниматься. Есть множество нюансов работы левой руки - как должны работать пальцы при игре на одной струне, как делать переходы на струну вниз или вверх, как играть восходящее или нисходящее легато с использованием открытых струн, как научиться органично совмещать звукоизвлечение медиатором и левой рукой и так далее.

Бенды и вибрато.
Бенды (подтяжки) и вибрато - очень выразительные приемы и являются неотъемлемой частью в технике владения инструментом. Технически их можно реализовывать по-разному, но на первоначальном этапе необходимо поставить одно конкретное движение - кистевое, научиться точно попадать в высоту нот при бендах и контролировать вибрато с точки зрения амплитуды и ритмики. Когда эти приемы технически освоены, разобраны примеры применения, можно пробовать расширять глубину понимания с тем, чтобы звучание было более индивидуальным и выразительным.

Чесовый (фанковский) аккомпанемент.
Это достаточно специфический набор техник работы правой и левой рук, которые дают характерное звучание гитарной партии. Я настоятельно рекомендую это освоить, ибо это не просто расширяет технический арсенал, но в целом поднимает уровень владения инструментом - по-другому начинает работать правая рука, левая приобретает навыки, которых не было ранее и т.д.

Риффы.
Гитара - это прежде всего аккомпанирующий инструмент, и уже потом - сольный. Аккомпанемент может быть аккордами, сыгранными перебором или чесом ("боем"), может быть вообще перкуссивным рисунком, но чаще всего в музыке, условно относимой к роковой или околороковой, аккомпанемент играется риффами. Они зачастую составляют фундамент композиции и занимают ее большую часть, это то, что аналогично барабанам или бас-гитаре дает музыкальное движение композиции. Есть немало людей, которые посредственно поиграв технически несложные риффы (например, AC/DC, The Offspring или подобные) или разыграли руку до исполнения заветного Master of puppets решили, что играть риффы - это несложно, и лучше сконцентрироваться на мастерстве исполнения соло. Но. Во-первых, уровень исполнения риффов может быть совершенно различным качественно. Просто выучить по скачанным табам рифф и исполнить все ноты - это еще не сыграть. Самое сложное - научиться играть с драйвом. Хочется привести вот такой пример. Во-вторых, менее значительный аргумент, но тем не менее - рифф риффу рознь - есть риффы, которые сыграть даже технически совсем непросто.

Тэппинг.
Дополнительный вид техники, который можно воспринимать как возможность делать хаммеры и срывы правой рукой. Не является чем-то крайне сложным, но тоже требует правильного подхода, синхронизации работы рук и хорошего звукоизвлечения (не отличимого от звукоизвлечения левой рукой).

Разбор музыкальных произведений.
На этапе обучения игре на электрогитаре (да и на любом другом инструменте), это является важным пунктом. Полезно играть любые этюды - они эффективно позволяют выявить слабые места и поднять технику игры. Причем под этюдами необязательно подразумевать жанр, это могут быть и произведения других жанров (прелюдия, каприс и др.). Полезно играть также и целые произведения, композиции (гитарные, а в идеале - не только гитарные) - выкладываясь от первой ноты до последней.

Описанная выше программа обучения - это некий start-up. Владение инструментом - это результат многолетней работы. За полгода-год можно получить информацию и начать ее прорабатывать, превращая в навыки, которые совершенствуются годами. Плюс помимо техники надо заниматься еще много чем. И ключевой аспект - осознанность в процессе самостоятельных занятий, этому тоже нужно долго учиться. Не питайте иллюзий, что занимаясь час-два в день через год-два Вы вдруг станете музыкантом. Насколько наработали - то и получите.

P.S. Уроки электрогитары по Skype не даю, потому что не верю в это.