Гитарист и преподаватель Вячеслав Чернов

Начало начал #5: принцип маятника правой руки

Возвращаемся к изучению техники игры на электрогитаре. Речь пойдёт об очередном основополагающем понятии — о принципе маятника правой руки.

В чём суть? Основная идея заключается в том, что правая рука движется в процессе игры перманентно и равномерно, то есть без остановок и рывков. При этом в нотах в этот момент может быть, например, пауза, но рука продолжает считать (даже может не касаться струн при движении). Маятник.

Зачем нужно? Это фундаментальная вещь в освоении инструмента. Изучение принципа маятника позволит: играть ровней и стабильней; исполнять ритмические рисунки любой сложности (в том числе без предварительного прослушивания); точно определять длительности нот при "съёме" партий на слух; чётко определиться со штрихом медиатора в каждой ноте и т. д.

Для полноценного понимания и усвоения материала потребуются элементарные теоретические знания нотной грамоты и умение играть под метроном.

Этап 0. Базовые понятия и подход.

Посмотрите на нижеследующую табулатуру:

Это такт размером четыре четверти, в котором шестнадцать одинаковых нот (длительность каждой — одна шестнадцатая). За каждой долей закреплён определённый штрих медиатора — первые и третьи доли в каждой четверти берутся медиатором вниз (П), вторые и четвертые — вверх (V).

Это очень простой пример. Но, как часто бывает, в элементарных вещах заложено очень много того, что не видно с первого или второго взгляда, но имеет очень важное значение. Поэтому не спешите идти дальше, почувствуйте полную уверенность (и удовольствие!) в исполнении данного примера под метроном (четвертной темп — 40 bpm).

Этап 1. Добавление одной паузы в четверть.

Шаг первый. Итак, правая рука должна продолжать считать свои доли даже в том случае, если в данный момент имеется пауза, либо длительность ноты больше, чем одна счётная доля правой руки и т. п. Счётная доля (другими словами, кратность маятника) — это длительность ноты, соответствующая одному штриху (вниз или вверх). В наших примерах счётная доля — шестнадцатая. Смотрим следующий пример:

В первом такте, как видно по нотам, в каждой четверти есть шестнадцатая пауза, причём её положение — четвертая доля. Это значит, что в соответствии с вышеобозначенным правилом маятника, правая рука ПРОДОЛЖАЕТ полноценное движение на этой доле, делает штрих вверх, хотя и не касается струн. На табулатурах красным цветом указаны те штрихи медиатора, которые следует сделать "по воздуху", вхолостую. Во время прохождения медиатором струны вхолостую очень важно, чтобы медиатор повторял ту же траекторию, как если бы на этой доле была нота, которую необходимо было бы взять. То есть создайте видимую иллюзию, что эта нота берётся. Для маятника не важно, касаетесь ли вы струн в данный момент или нет — он должен двигаться единообразно ровно.

Аналогично, в такте 2 — пауза стоит на второй доле, значит вновь пропускаем штрих вверх. В такте 3 вхолостую берётся уже третья доля (штрих вниз). В четвёртом — первая. В последнем примере у вас вообще нету ноты, приходящейся на клик, НО у вас есть холостое движение вниз, которое происходит как раз под клик.

Таким образом, правильное понимание переменного штриха состоит в том, что каждым новым штрихом берётся не каждая нота, а каждая ДОЛЯ.

Шаг второй. После того, как вы ощутите уверенность в предыдущих примерах, усложняем задачу — смешиваем все четыре варианта последовательно по парам:

Всего таких тактов может быть двенадцать. Причём, может показаться, что часть из них повторяется (см., например, первый такт в первой строчке — вариант 1 + вариант 2 и первый такт во второй строчке — вариант 2 + вариант 1 — при зацикливании получается как бы одно и то же), но на самом деле важно переиграть именно все указанные такты.

Шаг третий. Последовательно переиграть все сочетания, при условии, что смешиваем уже не по два рисунка в такте, а по четыре (в каждой четверти — свой рисунок). Напоминаю, что независимо от получаемого рисунка, маятник совершает шестнадцать одинаковых движений на протяжении такта — восемь вниз и восемь вверх. Вот два примера:

Этап 2. Добавление двух пауз в четверть.

Шаг первый. Все аналогично, как и на Этапе 1, отдельно переигрываем шесть вариантов с двумя паузами (штрихи не отображаю):

Шаг второй — смешиваем по парам.

Шаг третий — по четыре.

Этап 3. Добавление трёх пауз в четверть.

Всё как и раньше — переиграйте отдельно все случаи (здесь их будет четыре), затем смешивайте по парам и по четыре.

Этап 4. Произвольное количество пауз в четвертях такта.

На этом этапе вы полностью готовы играть рисунки, которые охватывают любое количество пауз в разных четвертях такта (от 0 до 4-х) — придумывайте их сами и играйте (можно произвольно нарисовать несколько различных тактов в Guitar Pro со случайным чередованием нот и пауз, а затем — не прослушивая — сыграть).

Этап 5. Добавление левой руки.

Левой рукой играйте любые ноты, сохраняя при этом движение маятника в правой. Причём, можете варьировать — либо играть как и раньше с паузами (для этого после окончания длительности ноты левой рукой необходимо отжать струну от грифа), либо дать ноте звучать всю длительность до следующей ноты (в этом случае Этап 1 — игра 16-х и 8-х, Этап 2 — игра 16-х, 8-х и 8-х с точкой, Этап 3 — игра четвертей).

Этап 6. Добавление hammer-on и pull-off.

Маятник должен считать независимо от того, что происходит в левой руке. Это значит, что если есть hammer-on и pull-off (например), то в этот момент касаться струны медиатор не должен, но он должен пройти мимо струны так, как если бы эта нота им извлекалась. То есть с той же амплитудой, таким же штрихом. Поэтому, пройдя Этап 5, добавляйте хаммеры и срывы во фразы.

Все те же этапы рекомендуется проделать и с другими вариантами кратности маятника — с триолями, квинтолями и т. д.

Правило маятника является универсальным — его можно использовать и при игре перебором, и при игре чёсом (как в фанке, например), и при игре риффов, и даже при игре фраз. Стоит отметить, что, как и у любого правила, у принципа маятника есть свои исключения, рамки разумного и пр.

Написать вопрос или комментарий

1000
Powered by Commentics

Комментарии (0)

Вопросы и комментарии отсутствуют