Гитарист и преподаватель Вячеслав Чернов

Начало начал #4: исполнение учебных музыкальных произведений

Исполнительское мастерство очень важно оттачивать на игре музыкальных произведений, причём подбирать их нужно сообразно текущему уровню владения инструментом.

На любом музыкальном инструменте в процессе обучения изучаются этюды, небольшие произведения, направленные на совершенствование определённого(-ых) вида(-ов) техники. Однако для электрогитары не существует какого-либо фундаментального сборника этюдов, аналогичного, например, сборникам Карла Черни для фортепиано. В качестве замены может подойти любое произведение, которое подходит под задачу, решаемую этюдами и не так важно, для какого инструмента оно было изначально написано (для фортепиано, скрипки, виолончели и др.).

В качестве первых изучаемых произведений желательно подбирать такие, которые удовлетворяют следующим критериям:

- небольшой объем (в диапазоне от 1 до 4 нотных листов);

- несложная ритмика (вплоть до сплошных шестнадцатых в четырёх четвертях);

- охват небольшого разнообразия техник, необходимых для исполнения;

- художественная ценность.

В качестве примера можно взять Баха, а именно, прелюдию из первой из шести сюит для виолончели соло (BWV 1007). Послушайте внимательно несколько исполнений различных музыкантов, например, Миши Майского, Йо-Йо Ма и Мстислава Ростроповича.

Несмотря на квинтовость строя виолончели, переложить эту прелюдию на электрогитару с её квартовым строем не составляет трудности, да и технически это произведение относительно несложное (отмечу, что переложение для акустической или классической гитары будет сильно отличаться от того, которое резонно делать для электрогитары). Другое дело — выразительность, которую демонстрируют вышеназванные выдающиеся мастера.

В процессе освоения электрогитары очень важно составлять собственные табулатуры того или иного произведения — с записи (на слух) или с нот. Поскольку на гитаре одну и ту же по высоте ноту можно взять в разных местах грифа, то составление табулатур с нот (как и "съём" на слух) очень активно развивает аппликатурное мышление. Поэтому для рассматриваемой прелюдии из BWV 1007 предлагаю попробовать сделать это самостоятельно на основе нот (которые можно взять, например, здесь и распечатать две первые страницы). Ниже показан пример подхода и разбор первого такта.

Для начала необходимо окинуть взглядом весь предлагаемый к изучению фрагмент. Обратить, прежде всего, внимание на ключ (в данном случае это басовый ключ «Фа», то есть на четвёртой линейке нотоносца располагается Фа малой октавы, F3; на гитаре в стандартном строе это первый лад шестой струны, ниже только открытая шестая, E3; поэтому при наличии в произведении более низких нот гитаристу будет необходимо играть на октаву выше относительно оригинальных нот для виолончели), тональность (в данном случае это Соль-мажор) и размер такта (в данном случае это 4/4), а также на неизменность этих параметров на протяжении всего отрывка. Дополнительно обратить внимание на периодически появляющиеся случайные знаки альтерации. Ритмика простая, почти везде сплошные шестнадцатые.

Далее, смотрим на первый такт:

BWV 1007

Его идентичные половины обыгрывают какой-то аккорд (судя по величине интервалов). По высоте имеем четыре различные ноты: G, D, A, B (если смотреть как на аккорд, то это Gadd9, соль-мажорное трезвучие G-B-D с добавленной девятой ступенью A). Как уже было упомянуто, в стандартном гитарном строе нам недоступно все то, что играется ниже E3 (Ми малой октавы, на нотном стане это между третьей и четвертой линейкой в басовом ключе «Фа»), поэтому при наличии более низких нот необходимо переносить все на октаву выше.

В результате, первая нота из ноты G большой октавы (G2) становится нотой G малой октавы (G3), это третий лад шестой струны (и это, кстати, единственное место на грифе для этой ноты, альтернативных вариантов тут быть не может).

Отсюда выстраиваем дальнейшую аппликатуру: нота D идёт квинтой от G, это пятый лад пятой струны (альтернативный вариант — открытая четвертая струна — не подходит, в этом нет ни технического, ни художественного смысла в данном случае).

Дальше, ноту B с учётом ранее взятой квинты G и D резонно взять на четвёртом ладу третьей струны, причём не тем же пальцем, который уже был использован для первой ноты (кстати, теперь совершенно однозначно становится ясно, какие пальцы необходимо использовать для предыдущей квинты — первый и третий, а не второй и четвёртый, но такой вариант тоже встретится позже), а новым (в данном случае — вторым). Причём, при взятии этой ноты, два предыдущих пальца не должны уйти в сторону от занимаемых ладов, изменить высотное расположение на грифе или далеко оторваться от него, они должны просто слегка приподняться перпендикулярно грифу.

Следующая нота, нота A — это седьмой лад четвёртой струны, для взятия которой идеально подходит четвертый свободный палец.

Пятая и шестая ноты (а также седьмая и восьмая) — это уже ранее бравшиеся B и D, затем повтор всех восьми нот для завершения такта. На протяжении исполнения всего такта кисть не двигается, пальцы лишь аккуратно приподнимаются над струнами после взятия соответствующих нот.

Когда я давал обучающимся данное произведение для самостоятельного изучения (первые несколько тактов до первого контроля), я с удивлением обнаруживал разночтения в аппликатурах и в исполнении даже на первом такте: кто-то использовал вместо четырёх пальцев только три, кто-то не вовремя убирал пальцы, и ноты продолжали звучать одновременно с другими, кто-то вообще не убирал пальцы, поставив позицию аккорда, и так далее. Но набить свои собственные шишки с ошибками — это очень важный опыт, благо в составлении аппликатур они не страшны: не несут отрицательных последствий и исправляются простым трудолюбием. Итак, первый такт в описанной аппликатуре будет выглядеть так (самая верхняя строчка цифр — это номера пальцев левой руки):

BWV 1007

Повторюсь, переложение для акустической или классической гитары будет иметь совсем другой вид — с обильным использованием открытых струн и пр.

Дальнейшие такты прелюдии из BWV 1007 предлагаю разобрать самостоятельно.

Ещё несколько примеров с нотами и готовыми табулатурами (последние рекомендую смотреть после составления собственных; древний формат .ptb, популярный в середине двухтысячных, успешно импортируется в современный Guitar Pro 6):

- J.S. Bach: Prelude (from Cello Suite No. 1 in G-dur) — BWV 1007 — (ноты; табы);
- J.S. Bach: Prelude No. 2 in C-moll — BWV 847 — (ноты; табы);
- Niccolo Paganini — Caprice N5 — (ноты; табы);
- Niccolo Paganini — Caprice N16 — (ноты; табы);
- Niccolo Paganini — Caprice N22 — (ноты; табы);
- Karl Cherny — Etude N1 (Comp. 299) — (ноты; табы).

Написать вопрос или комментарий

1000
Powered by Commentics

Комментарии (0)

Вопросы и комментарии отсутствуют