Гитарист и преподаватель Вячеслав Чернов

Начало начал #2: как правильно заниматься под метроном

Музыка относится к временным направлениям искусства, то есть к тем, в которых передача образа или состояния просходит через развертывание произведния во времени (а не в пространстве, как, например, в живописи или архитектуре); без понятия "времени" музыки просто не существует. Именно поэтому навыки, связанные с пониманием и ощущением времени являются важнейшими музыканта, степень тонкости и точности ощущения времени во многом определяет класс или уровень музыканта (да и слушателя тоже). Музыка по своей форме - это и есть движение звуков во времени. Они могут иметь разную высоту (частоту), амплитуду, тембр; звук может быть один или их может быть множество и т.д. Но время - это именно то измерение, в котором существует музыка. Поэтому резонно предположить, что развитием навыков, связанных с пониманием и ощущением времени необходимо заниматься очень много и всесторонне.

Начальный этап заключается в теоретическом понимании структурированности музыки с точки зрения времени. Необходимо полностью разобраться с понятиями темп, такт, размер такта, длительности и группировки нот и другими, чтобы абсолютно ясно представлять себе организацию нот во времени. Объем информации, который нужно освоить совсем не велик.

Второй этап - реализация в собственную практику усвоенной теоретической базы. Ловить темп, определять размер такта на слух, играть различные группировки нот, и так далее.

Третий этап - закрепление полученных на предыдущем этапе навыков и доведение их до автоматизма. Например, повторение услышанного ритмического рисунка после его прослушивания (плюс внесение усложнений, разнообразия); исполнение ритмического рисунка с листа (без прослушивания); запись самостоятельно придуманных рисунков на нотный стан (или в секвенсор) и так далее и так далее.

Так вот для второго и третьего этапа этой условной эволюционной схемы очень сильно помогает метроном. Однако оговорюсь, что он не должен быть единственным инструментом развития ритмической культуры.

На самом деле на этом эволюция развития ритмического слуха не заканчивается, а только начинается. Если обучающийся музыкант воспринимает музыкальную ткань как достаточно жесткую структуру (как четкие квадратики на бумаге в клетку), то настоящий музыкант всегда идет глубже (его клетки на бумаге не являются строго одинаковыми) - это касается всей ритмической подоплеки музыки - и темпа, и более непосредственного отношения к размерам такта, и соотношения нот (даже теоретически одинаковых) между собой по длительности и пр. То же самое происходит не только в ритмической составляющей музыки, но также и в мелодико-гармонической, и в динамической, и в тембральной. Можно привести великое множество примеров: любой высококлассный музыкант на любом инструменте в своем исполнении очень четко управляет временем своих нот, и все делают это по-своему, и в разных ситуациях - по-разному, придавая свое индивидуальное дыхание нотам. Другое дело, что не всякий слушатель это понимает (слишком низкий уровень подготовки), но немало людей интуитивно чувствуют. Никто из обывателей не может объяснить, почему Eminem качает сильнее, чем любой отечественный хип-хоп- / рэп-исполнитель. У каждого хорошего музыканта, группы, этнического ансамбля есть в игре потрясающее музыкальное движение, и если вы никогда не обращали глубокого внимания на этот момент, возможно, это станет вашим самым большим открытием как для слушателя и музыканта.

Степень тонкости и точности ощущения времени во многом определяет класс или уровень музыканта (и слушателя). Для многих, кто это понял и осознал, это стало своеобразным ключиком к более глубокому пониманию не только ритмики, но и прочим аспектам музыки и не только.

Метрономы бывают разные - программные (как отдельные программы и приложения, так и встроенные в, например, нотные редакторы или секвенсоры) и аппаратные (механические и электронные). Электронные метрономы лишены недостатков механических, но важно найти нормальный не раздражающий звук - не "пикающий", а "кликающий". Никакие драм-машины или дорогие многофункциональные метрономы не нужны, нужен простой прибор или программа, которые ровно издают короткий и хорошо различимый звук (простой клик).

И теперь имеет смысл перейти к теме урока - "Как правильно играть под метроном". Понимать это нужно более корректно - "Как правильно заниматься под метроном", ибо просто не осмыленная игра как таковая ничего не даст, результат будет только при осмысленных и регулярных занятиях с метрономом. Вот несколько принципов, проверенных многолетним опытом.

1. О темпе метронома, длительностях исполняемых нот и ошибках.

Многие справедливо полагают, что чем быстрее темп метронома, тем сложней играть. Но справедливо и обратное - в медленных темпах играть по-настоящему сложно: не столько с технической точки зрения, сколько с ритмической. Я рекомендую на первых порах (ориентировочно, несколько недель, даже если имеется какой-то опыт) ставить конкретный темп - 40 bpm. И в течение этих нескольких недель вообще не прыгать на более быстрые темпы (с жалобами "у меня не получается" или "мне скучно/сложно" и пр.), а играть строго в одном, чтобы засадить ощущение стабильности.

Итак, поставили темп 40 bpm, и учимся играть самые простые доли - восьмые и шестнадцатые. По умолчанию клик метронома принимается за четверть, поэтому при игре восьмых нужно играть две ноты на клик, при игре шестнадцатых - четыре ноты на клик. Играть нужно обязательно переменным штрихом медиатора, а левая рука на первых порах может быть вообще безучастной: она может просто глушить струны, пока правая играет открытые струны (в положении на мензуре или нет); по мере освоения, разумеется, надо подключать и левую руку к процессу.

Самые частые ошибки, нередко перерастающие в хронические:

- излишняя сконцентрированность на процессе. Концентрация - это напряжение, а самое главное при игре на инструменте - быть максимально расслабленным. Поэтому поменяйте "концентрацию" на "осознанность". Это совершенно разные понятия, если не сказать противоположные. И в итоге требуется осознанная игра, а не сконцентрированная, не так ли?

- акцентирование ноты, попадающей под клик. Старайтесь, чтобы громкость нот была одинаковой. И в голове (если вы ведете счет долей) первую долю тоже не выделяйте как "главную". Она - не "главная", она - "одна из".

- избыточное желание попасть в метроном. Это приводит к тому, что человек играет отвратительно неровно - он очень хочет попасть в клик, а на остальные ноты, находящиеся между кликов, внимания не обращает никакого. Поменяйте приоритет - мы не стараемся попась в метроном, мы стараемся сделать работу нашей правой руки более стабильной. Думайте не о попадании в клик, а о стабильности всего потока нот, это принципиально другая задача. Прочувствуйте маятниковость движения правой руки.

Только после того, как уверенно освоете ровную игру восьмых и шестнадцатых в темпе 40 bpm, включая игру любых фраз левой рукой, можно плавно переходить к изучению и других группировок, таких как: триоли восьмыми, квинтоли шестнадцатыми, секстоли шестнадцатыми, септоли шестнадцатыми, тридцать вторые.

2. О важности подключения речи.

Хорошим толчком в развитии ритмики может послужить пропевание того, что вам предстоит сыграть. Прежде чем исполнить фразу на инструменте, попробуйте воспроизвести ее звучание про себя и/или вслух:

- проговорить ее ритмику односложными междометиями или счетом; можно взять готовую индийскую систему коннакол: "TA" (или "DA") для одной ноты, "TA"-"KA" для двух нот, "TA"-"KI"-"TA" для трех нот, "TA"-"KA"-"DI"-"MI" для четырех нот и так далее;

- пропеть по нотам (пропеть не только ритмику фразы, но и высоту входящих нот, это более продвинутый уровень).

Как показывает опыт, если человек не может проговорить фразу (ритмически), то значит он не сможет ее сыграть действительно правильно. Вообще, такой внутренний счет и привычка к нему очень хорошо сказывается на развитии внутреннего метронома, помогает на слух снять сложную и быструю ритмику из записи и пр.

3. О работе тела в процессе игры под метроном.

Для человеческого тела ритмичность не является чем-то необычным. Каждый орган или система органов имеет свои циклы, поэтому включение тела в работу над ритмикой очень хорошо помогает (а у многих музыкантов это проявляется неосознанно как часть процесса исполнения). Можно раскачиваться всем телом, можно головой. Можно ногой отстукивать ногой определенные доли. Например, метроном считает четверти, руками играются шестнадцатые, ногой нужно уметь считать как четверти (один удар ноги на удар метронома), так и восьмые (два удара). В последнем случае правая рука и нога будут двигаться параллельно - вниз-вверх-вниз-вверх. Учтите, что у ноги есть два состояния - внизу и вверху, и хорошо (но необязательно), если нога движется ровно между этими крайними точками (как маятник), и если в крайнее верхнее состояние она приходит ровно на половине фразы (на 3-ю долю, если играть шестнадцатыми и считать ногой четверти).

Этот навык помогает прочувствовать стабильность темпа, приучает внутренний метроном держать одинаковый темп, а в дальнейшем будет помогать просчитывать сложные размеры или большие паузы, когда человек еще не научился воспринимать музыкальный материал комплексно.

4. О работе с паузами в звучании метронома (продвинутый уровень).

Если вы достигли продвинутого уровня (когда достаточно автоматически играете под метроном в разных ритмиках и размерах, умеете их смешивать в процессе игры, можете связно поддерживать разговор, одновременно играя под метроном, и так далее) или еще нет, но чувствуется потребность попробовать что-то новое, поэкспериментируйте со следующей идеей. На определенном этапе развитие чувства ритма сталкивается с определенным эффектом плато, если методику игры под метроном оставлять без изменений. Другими словами, дальнейший рост внутреннего метронома останавливается, потому что мозг научился подстраиваться под внешний метроном, и дальнейшие усилия не прилагаются - нет новых задач, значит, и не будет новых адаптаций.

До сих пор внутренний метроном работал в очень простых условиях - он включался от клика до клика внешнего метронома, и очередной услышанный клик избавлял от необходимости самостоятельно решать, где должна быть поставлена новая нота по времени. Но если следующего клика не будет, придется полагаться на внутренний метроном, и наш организм снова получит новую задачу, к которой нужно адаптироваться. При одном пропущенном клике неточность не так заметна, но если их будет несколько, все станет очевидным. Соответственно, нужно подобрать такое количество пропущенных кликов, чтобы на текущем уровне развития задача была умеренно сложной. Один-два клика пропускать просто, адаптироваться не к чему, но, допустим, сразу ставить двенадцать - это уже слишком сложно, задача не становится невыполнимой, адаптации тоже нет. Само количество пропусков не является принципиальным (это относительная величина), важно научиться попадать в новый клик стабильно, 9-10 раз из 10 циклов. Лучше стабильно попадать в новый клик после пропущенных шести-восьми кликов, чем нестабильно попадать после десяти.

Как это реализовать технически? Откройте любой секвенсор (Sonar, Cubase и т.п.), пропишите двенадцать четвертных нот каким-нибудь перкуссивным инструментом (кликающим), а цикл поставьте на шестнадцать четвертей. То есть всего у вас шестнадцать кликов, но четыре последние из них не звучат - вы должны продолжать играть и при зацикливании попасть в первый удар и не сбиться. Если стабильно получается попадать после двенадцати звучащих и четырех пропущенных кликов, сделайте десять звучащих и шесть пропущенных, потом - восемь звучащих и восемь пропущенных. Темп метронома - невысокий, рабочий, 40-60 bpm. По мере привыкания, от простых партий на уровне чеса (на мензуре или на весу) доходите до игры рабочего материала.

Необязательно запускать секвенсор, можно скачать программируемый метроном как программу или приложение на мобильное устройство, в которых есть возможность выставлять паузы вместо кликов. Из приложений мне понравлось использовать 7Metronome.

На всякий случай подчеркну: под метроном необходимо отрабатывать все, что вы играете, независимо от используемой техники игры и материала.

Comments

No comments yet. Be the first!

Add Comment

Adding comments has been disabled.