Гитарист и преподаватель Вячеслав Чернов

Начало начал #2: как правильно заниматься под метроном

Музыка относится к временным направлениям искусства, то есть к тем, в которых передача образа или состояния происходит через развёртывание произведения во времени (а не в пространстве, как, например, в живописи или архитектуре); без понятия "времени" музыки просто не существует. Именно поэтому навыки, связанные с пониманием и ощущением времени являются важнейшими для музыканта, степень тонкости и точности ощущения времени во многом определяет класс или уровень музыканта (да и слушателя тоже). Музыка по своей форме — это и есть движение звуков во времени. Они могут иметь разную высоту (частоту), амплитуду, тембр; звук может быть один или их может быть множество и т. д. Но время — это именно то измерение, в котором существует музыка. Поэтому резонно предположить, что развитием навыков, связанных с пониманием и ощущением времени (ритмической культурой) необходимо заниматься много и всесторонне.

Развитие ритмической культуры желательно проводить в соответствии с определёнными методическими рекомендациями.

Для начала необходимо получить системное теоретическое понимание структурированности музыки с точки зрения времени, разобраться с такими понятиями как темп, метр, ритм, такт, размер такта, длительность ноты и другими, чтобы абсолютно ясно представлять себе организацию нот во времени.

После получения элементарных теоретических знаний можно приступать к реализации в практику усвоенной теоретической базы.
Необходимо уверенно овладеть базовой метрической сеткой, в которой используются основные длительности нот и пауз (четвертные, восьмые, шестнадцатые) и типичные размеры тактов (две, три, четыре четверти). На этом этапе ставятся следующие основные задачи:
- научиться читать и проговаривать с помощью ритмослогов, а также исполнять на инструменте вышеуказанные длительности нот и пауз изолированно друг от друга и в ритмических рисунках во всех комбинациях с листа (без предварительного прослушивания) — без метронома и с метрономом;
- научиться определять длительности нот и структуру ритмических рисунков на слух (ритмический диктант), и, соответственно, проговаривать и проигрывать услышанный рисунок — без метронома и с метрономом;
- дополнительно, в целях закрепления навыков, возможно выполнение разнообразных творческих заданий (изменение рисунка заданной мелодии, сочинение мелодии на заданный аккомпанемент и др.).

Точно так же, после уверенного овладения базовой метрической сеткой, по аналогии прорабатываются рисунки, включающие ноты и паузы с точкой. В зависимости от успеваемости, начинается освоение смешанных тактовых размеров (пять восьмых, семь восьмых, девять восьмых и пр.).

В дальнейшем необходимо начать осваивать особые виды ритмического деления — триоли, квинтоли и пр. Прорабатывать их необходимо так же системно: изолировано, в рисунках (соответственно, триольных, квинтольных и т. д.), а также в сочетаниях с уже освоенными видами ритмического деления. С теми же типами задач: проговаривать (пропевать) и играть без предварительного прослушивания, снимать на слух и исполнять услышанный рисунок, выполнять разнообразные творческие задания. К этому моменту ритмическая культура обучающегося имеет уровень, на котором он может достаточно уверенно исполнить любой ритмических рисунок, заданный нотным станом, снять на слух и исполнить на инструменте произвольный ритмический рисунок (с любыми ритмическими делениями и размерами тактов) в различных темпах, свободно варьировать структуру исполняемых рисунков, ритмически импровизировать и так далее. Другими словами, понятна основная математика распределения звуков в музыкальном времени, более-менее развит ритмический слух, и всё это закреплено практическими навыками, в том числе с инструментом.

Имея такой уровень подготовки, резонно переходить к изучению более сложных вариантов распределения во времени как отдельных долей относительно друг друга (например, когда теоретически одинаковые по длительности ноты исполняются с определённым отличным от единицы коэффициентом между собой в зависимости от того, на какой доле они находятся — как в swing rhythm и др.), так и всей партии относительно внешней системы координат, задаваемой метрономом, барабанщиком и др. (например, смещение партии назад, так называемая игра behind the beat).

Фактически, метроном является практически незаменимым и очень удобным инструментом для развития всех описанных выше навыков на любом этапе развития. Однако оговорюсь, что он не должен быть единственным инструментом развития ритмической культуры.

Метрономы бывают разные — программные (как отдельные программы и приложения, так и встроенные в, например, нотные редакторы или секвенсоры) и аппаратные (механические и электронные). Электронные метрономы лишены недостатков механических, но важно найти нормальный не раздражающий звук — не "пикающий", а "кликающий". Никакие драм-машины или дорогие многофункциональные метрономы не нужны, нужен простой прибор или программа, которые ровно издают короткий и хорошо различимый звук (простой клик).

С чего начать занятия с метрономом и на что обращать внимание?

Что касается темпа, то на первых порах (ориентировочно, несколько недель, даже если имеется какой-то опыт) рекомендуется ставить конкретный, весьма медленный темп — 40 ударов в минуту. И в течение этих нескольких недель вообще не прыгать на более быстрые темпы (с жалобами "у меня не получается" или "мне скучно / сложно" и пр.), а играть строго в одном, чтобы закрепить ощущение стабильности.

Установив рекомендуемый темп 40 bpm, учимся играть основные длительности: четверти, восьмые и шестнадцатые (по умолчанию клик метронома принимается за четверть, поэтому при игре четвертных нот нужно играть одну ноту на клик, при игре восьмых — две ноты на клик, при игре шестнадцатых — четыре ноты на клик). Правая рука играет ноты на открытых струнах (отдельно пробовать в положении на струнодержателе и в свободном положении, в обоих случаях переменным штрихом медиатора) тремя вышеуказанными длительностями, а левая рука лишь глушит струны (по мере освоения, разумеется, надо подключать и левую руку к процессу).
Самые частые ошибки, нередко перерастающие в хронические:

- излишняя сконцентрированность на процессе. Концентрация — это напряжение, а самое главное при игре на инструменте — быть максимально расслабленным. Поэтому поменяйте "концентрацию" на "осознанность". Это совершенно разные понятия, если не сказать противоположные. И в итоге требуется осознанная игра, а не сконцентрированная, не так ли?

- акцентирование ноты, попадающей под клик. Старайтесь, чтобы громкость нот была одинаковой. И в голове первую долю тоже не стоит выделять как главную. Она — не главная, она — одна из.

- избыточное желание попасть в метроном. Это приводит к тому, что человек играет отвратительно неровно — он очень хочет попасть в клик, а на остальные ноты, находящиеся между кликов, внимания уже не остаётся. Необходимо поменять приоритет — мы не стараемся попасть в метроном, мы стараемся сделать работу нашей правой руки более стабильной. Думайте не о попадании первой ноты в клик, а о стабильности всего потока нот, это принципиально другая задача. Прочувствуйте маятниковость движения правой руки.

После проработки этих трёх изучаемых длительностей изолировано, необходимо прорабатывать ритмические рисунки, состоящие из комбинаций данных длительностей, выстроенных в такты размером одна, две, три и четыре четверти.

В определённый момент можно расширить диапазон задач и подключить практику написания ритмических диктантов с использованием практикуемых в текущий период времени длительностей нот (для самостоятельной работы рекомендуется использование специализированных программ и приложений, например, EarMaster Pro), а также выполнять творческие задания — в соответствии с логикой развития ритмической культуры, коротко обозначенной в начале статьи.

Что делать, если не получается сыграть под метроном определённые ритмические деления?

Как правило, четвертные, восьмые и шестнадцатые ноты и паузы и рисунки на их основе не вызывают принципиальных сложностей после непродолжительной практики, чуть бóльшую сложность вызывают ноты с точкой, ещё бóльшую — особые виды ритмических делений (триоли и др.). Одна из методических рекомендаций в работе над освоением длительностей состоит в использовании ритмослогов (односложные междометия, которые можно подобрать свои или взять готовую индийскую систему коннакол: "TA" (или "DA") для одной ноты, "TA"-"KA" для двух нот, "TA"-"KI"-"TA" для трёх нот, "TA"-"KA"-"DI"-"MI" для четырёх нот и т. д.) или счёта ("раз", "два", "три").

Как это прорабатывается: включается рабочий темп (в нашем случае это 40 bpm), подключается тело (например, ногой отбиваются четверти, чтобы помочь себе поймать темп и удерживать его), представляется в голове идеальный образ звучания данного ритмического деления (например, триолей восьмыми), а затем ритмика этого деления проговаривается вслух (например, "раз-два-три-раз-два-три-..." или "TA-KI-TA-TA-KI-TA-..."). Только после этого можно подключать исполнение на инструменте: как показывает практика, если обучающийся не может проговорить фразу ритмически, то значит он не сможет её сыграть действительно правильно. Для начала только правой рукой, затем с добавлением левой.

Что касается включение тела в работу над ритмикой — экспериментируйте. Для человеческого тела ритмичность не является чем-то необычным. Каждый орган или система органов имеет свои циклы, поэтому включение тела в работу над ритмикой очень хорошо помогает (а у многих музыкантов это проявляется неосознанно как часть процесса исполнения). Можно раскачиваться корпусом, можно головой, можно ногой отстукивать об пол четверти. Этот навык помогает прочувствовать стабильность темпа, приучает внутренний метроном держать одинаковый темп, а в дальнейшем будет помогать просчитывать сложные размеры или большие паузы, когда человек ещё не научился воспринимать музыкальный материал комплексно.

Как отрабатывать ритмику под метроном на более продвинутом уровне?

Если вы достигли продвинутого уровня (когда достаточно автоматически играете под метроном в разных ритмиках и размерах, умеете их смешивать в процессе игры, можете связно поддерживать разговор, одновременно играя под метроном, и так далее) или ещё нет, но чувствуется потребность попробовать что-то новое, поэкспериментируйте со следующей идеей. На определённом этапе развитие чувства ритма сталкивается с эффектом плато, если методику игры под метроном оставлять без изменений. Другими словами, дальнейший рост внутреннего метронома останавливается, потому что мозг научился подстраиваться под внешний метроном, и дальнейшие усилия не прилагаются — нет новых задач, значит, и не будет новых адаптаций.

До сих пор внутренний метроном работал в очень простых условиях — он включался лишь от клика до клика внешнего метронома, фактически заставляя на слух делить четвертные клики в соответствии с заданным ритмическим делением или рисунком, не более того. Стабильность же удержания темпа не нарабатывалась: очередной услышанный клик избавлял от необходимости самостоятельно решать, где должна быть поставлена очередная первая доля. Но если сделать так, что следующего клика не будет слышно, придётся полагаться на внутренний метроном, и наш организм снова получит новую задачу, к которой нужно адаптироваться. При одном пропущенном клике неточность не так заметна, но если их будет несколько, всё станет очевидным. Соответственно, нужно подобрать такое количество пропущенных кликов, чтобы на текущем уровне развития задача была умеренно сложной. Один-два клика пропускать просто, адаптироваться не к чему, но, допустим, сразу ставить двенадцать — это уже слишком сложно, задача становится невыполнимой, адаптации тоже нет. Само количество пропусков не является принципиальным (это относительная величина), важно научиться попадать в новый клик стабильно, 9-10 раз из 10 циклов. Лучше стабильно попадать в новый клик после пропущенных шести-восьми кликов, чем нестабильно попадать после десяти.

Как это реализовать технически? Откройте любой секвенсор (Sonar, Cubase и т. п.), пропишите двенадцать четвертных нот каким-нибудь перкуссионным инструментом (wood block и т. п.), а цикл поставьте на шестнадцать четвертей. То есть всего у вас шестнадцать кликов, но четыре последние из них не звучат — вы должны продолжать играть и при зацикливании попасть в первый удар и не сбиться. Если стабильно получается попадать после двенадцати звучащих и четырёх пропущенных кликов, сделайте десять звучащих и шесть пропущенных, потом — восемь звучащих и восемь пропущенных. Темп метронома — невысокий, рабочий, 40-60 bpm. По мере привыкания, от простых партий на уровне чёса (на струнодержателе или на весу) доходите до игры рабочего материала.
Сегодня уже необязательно запускать секвенсор, можно скачать программируемый метроном как приложение на мобильное устройство, в котором есть возможность выставлять паузы вместо кликов. У меня на телефоне стоит 7Metronome: в нём сначала нужно выбрать размер такта, например, 12/4, а затем нажатиями пальца по последним нескольким четвертям превратить их в паузы, и клики метронома звучать на них не будут.

На всякий случай подчеркну: под метроном необходимо отрабатывать все, что вы играете, независимо от используемой техники игры и материала.

Написать вопрос или комментарий

1000
Powered by Commentics

Комментарии (0)

Вопросы и комментарии отсутствуют