Гитарист и преподаватель Вячеслав Чернов

Начало начал #1: разработка моторики правой руки

Электрогитара — это инструмент, с которым очень легко вступить в "клуб": все входные барьеры достаточно низкие. Во-первых, купить все необходимое для этого сегодня не проблема. Во-вторых, электрогитара имеет очень "дружественный интерфейс" — купил, все что надо, подключил, долбанул квинту — вот и рифф сыграл. И стал музыкантом. Со скрипкой или диджериду, например, такой номер не пройдёт — чтобы чисто физически извлечь терпимый звук, нужно учиться. В-третьих, не требуется никаких специальных условий по эксплуатации инструмента — заниматься на электрогитаре можно вообще где угодно, хоть в офисе, хоть в поезде (с барабанами, например, несколько сложней).

Самая распространённая ситуация — человек купил гитару, проковырялся с ней несколько лет, понял, что это совсем не так просто, и теперь необходимо научиться чему-то по-человечески.

Не для всех очевидно, что посадка с инструментом и корректная постановка рук — это очень важно. Это не то что первый этап, а вообще нулевой, на котором нужно системно посидеть как минимум несколько десятков часов (разумеется, единственным полноценным источником информации и контроля должен выступить опытный преподаватель — интернет-источники здесь чаще вредят). По крайней мере, будьте уверены, что соблюдаете принципы физиологичности, расслабленности и универсальности. Дополнительно стоит предостеречь от необоснованного копирования элементов постановок рук других гитаристов на раннем этапе развития.

По теме — представим, что у вас нормально стоят руки, есть представление о том, как играть под метроном, есть понимание нормального звукоизвлечения, вы умеете играть переменным штрихом. Поставьте метроном на темп 95-110 bpm и сыграйте следующий фрагмент (все табулатуры можно скачать в pdf):

Вполне себе жизненный, не абстрактный, простой. И у абсолютного большинства с этим будут трудности, к собственному удивлению. Основная проблема будет в правой руке. Попробуем посмотреть на решение проблемы разработки моторики правой руки (в положении на мензуре) системно.

Этап первый.

Убираем левую руку вообще, учимся играть по 4, по 3, по 2 и по 1 ноте на струне — вот четыре упражнения, каждое из которых играем зацикленно по несколько минут под метроном в комфортном темпе:

Обращаем внимание на строгое соблюдение штриха медиатора, безошибочное попадание в струны, тембр глушения (palm muting), маятниковое ощущение в руке. Все упражнения играем в одном темпе. Частая ошибка — желание сыграть второе упражнение триолями (по три ноты на клик). Все упражнения играются шестнадцатыми (четыре ноты на клик)!

Это простейшее упражнение, но именно с него надо начинать (после того, как понятно движение вообще на одной струне — без переходов на другие). За скоростью не гонитесь, лучше за качеством, но желаемый темп — хотя бы те самые 95-110 bpm.

Этап второй.

В принципе, к нему можно приступать после предыдущего упражнения в своих ежедневных занятиях.

Берём в качестве базовой струны шестую, и от неё по четыре ноты на струне проигрываем каждую (струну). Получается цикл: 6 — 5 — 6 — 4 — 6 — 3 — 6 — 2 — 6 — 1 — 6 — 2 — 6 — 3 — 6 — 4. Так играем какое-то время (условно, несколько минут), потом меняем базовую струну на пятую: 5 — 6 — 5 — 4 — 5 — 3 — 5 — 2 — 5 — 1 — 5 — 2 — 5 — 3 — 5 — 4. Затем в качестве базовой последовательно берём четвертую, третью, вторую и первую.

Теперь все это повторяем, играя по три, по две и по одной ноте на струне. То есть всего у нас двадцать четыре цикла на этом этапе.

Очевидно, Этап второй сложней Этапа первого из-за наличия межструнных скачков, но упражнения из него нужно довести до того же рабочего темпа, что и упражнения из первого. Уделяем особое внимание ровности исполнения. Полезно останавливаться на каких-то фрагментах, которые получаются хуже, например, 1 — 6 — 1 — 6 — 1 — 6 — 1 — 6.

Этап третий.

На первом этапе мы приучали правую руку играть определённое количество нот на данной струне и органично переходить на соседнюю. На втором учились делать межструнные скачки, играя одинаковое количество нот на струне и переходя от каждой к каждой. Теперь будем делать межструнные скачки, играя разное количество нот на струнах.

В этом примере в качестве базовой струны взята шестая, по аналогии нужно отыграть от каждой (от пятой, четвертой, третьей, второй, первой), взяв её за базовую.

Далее — последовательно точно также играем другие сочетания количества нот. Если в этом примере была комбинация "2 ноты — 1 нота", дальше берём "1 нота — 2 ноты", "3 ноты — 1 нота", "1 нота — 3 ноты", "3 ноты — 2 ноты", "2 ноты — 3 ноты". Варианты отличаются сложностью, но последовательность исполнения не имеет значения. Рекомендую и все эти упражнения доводить до рабочего темпа.

Но всегда тормозите себя, когда поймаете себя на мысли, что играете "лишь бы сыграть", "лишь бы уложиться в темп", "лишь бы пролететь по струнам", "лишь бы попасть". Если нет удовлетворения качеством или ровностью исполнения — остановитесь. Можно снизить темп. Можно отдельно проиграть наиболее сложные фрагменты. Можно уменьшить цикл (вместо цикла по всем шести струнам играть только по четырём — 6-я, 5-я, 4-я, 3-я). Спешить некуда — вообще. Помните, что само по себе дёргание струн ничего не даёт, любое исполнение должно быть полностью осознаваемым, контролируемым и музыкальным. И именно через такие простые упражнения к пониманию этого и реализации этого нужно приходить.

 

Если аккуратно и качественно выполнять все то, что описано на этих трёх этапах, то времени на получение результата уйдёт немало (допустим, несколько недель при часе-двух ежедневно). Зато уверенность в правой руке повысится на порядок — это касается и попадания в струны, и ровности, и штриха медиатора и так далее. У вас будет просто совсем другая правая рука. Правда, настоящий толк будет лишь при условии, что рука поставлена корректно (вспомните, с чего я начал тему: "Представим, что у вас нормально стоят руки...").

 

FAQ.

Q. Имеет смысл начинать как с удара вниз, так и вверх? Ну то есть на картинках заменить зеркально штрихи, например?

A. Да, в этом нет ничего инопланетного — ведь, например, в нечётных ритмических ритмических делениях (триоли, квинтоли и пр.) у нас штрих через раз вообще меняется, и сильные доли берутся вверх, а слабые — вниз. Так что вполне себе полезно и чётные деления (шестнадцатые и пр.) поиграть обратным штрихом. Это полезно и для звука, и для ощущения. Дополнительный бонус — чисто технический — там, где у нас был внутренний штрих, теперь станет внешний (хотя надо понимать, что это одно и то же по траектории) и наоборот.
Такой результат можно получить и по-другому — просто начинать играть обычным штрихом с любой чётной ноты (вторая и др.) каждого упражнения, а не с нечётной (первая и др.) — тогда все штрихи поменяются, при этом нет "заморочек" с тем, что слабая вниз, а сильная вверх.

Q. Когда играются эти упражнения, ноты нужно играть с жёстким палм мьютингом? Пытаюсь играть ноты открыто, но тогда рука просто не успевает заглушить предыдущую струну при движении от толстых струн к тонким.

A. Рекомендую играть в обычной постановке правой на мензуре. Для меня обычная подразумевает, что кисть стоит так, что 6, 5, 4, 3 струны глушатся ребром ладони (palm muting), а 2 и 1 струны — открыты, то есть их ребро правой ладони не касается. При этом саму ладонь вниз-вверх вдоль мензуры двигать нет необходимости при выполнении любого из данных упражнений. Если же, например, требуется открыть струны на какой-то период работы штриха (для игры "переборов" и др.), то вся кисть сдвигается чуть правее — ближе к мензуре, и, слегка опираясь на бридж, работает как обычно, просто не касаясь струн у мензуры.
Бывают и другие ситуации.

Q. А играть лучше на чистом звуке или с перегрузом?

A. С точки зрения механики (а именно о ней речь в упражнении) это не имеет значения. Единственная возможная ремарка — с глушением ребром (palm muting) логичней играть на перегрузе, а на чистом звуке чаще все-таки играют без глушения (хотя бывает и по-другому). Соответственно, можно потренироваться так: на перегрузе — с глушением, а без перегруза — без глушения (рука ставится правее на бридж). Но это все не так важно здесь.

Q. Вопрос в том, что нужно играть чисто. Левая рука не участвует в глушении. Тогда получается, ноты надо глушить как будто играешь чёс на шестой струне, то есть нота звучит доли секунды после удара медиатором. Если так сильно не глушить, то, особенно на перегрузе, допустим при переходе с шестой на пятую струну, шестая будет ещё звенеть некоторое время, то есть грязь. С другой стороны, если играть на чистом, то так сильно глушить не надо, наверное. Я прав?

A. Ответ будет прежний — не заморачиваться. Не надо следовать абстрактным принципам вроде "нужно играть чисто" тогда, когда не надо. То, что предыдущая струна будет продолжать звучать при переходе на следующую (причём это будет происходить независимо от того, есть глушение ребром правой руки или нет) — это нормально и этого не избежать, ведь мы же совершенно не используем левую руку! Если раздражает звучание — можно касаться струн пальцами левой руки в процессе выполнения упражнений — я поступаю именно так (периодически).

Q. Во втором и третьем этапе тоже везде выдерживать ритмику шестнадцатыми?

A. Конечно, как и показано в табулатурах. Здесь нет задачи последовательно переиграть эти упражнения всеми возможными ритмическими группировками (триоли, квинтоли и др.) или смешивать их между собой в рамках одного круга / такта и т. п. Наоборот, мы убираем как можно больше сторонних факторов — не задействуем левую руку, не "заморачиваемся" с размерами тактов, не усложняем ритмику — с тем, чтобы полностью сосредоточиться на моторике правой руки.
По опыту — если все описанные здесь упражнения довести до автоматизма, плюс отдельно посидеть над различными ритмическими группировками, то исполнение любого из упражнений в любой из группировок не будет представлять никакой сложности. Хотя для многих это (вот так, с ходу) может показаться несколько более трудновыполнимой задачей: например, первую табулатуру из первого этапа сыграть квинтолями 16-ми (по времени играть пять нот на клик, но по струнам играть четыре ноты на струне).

Написать вопрос или комментарий

1000
Powered by Commentics

Комментарии (0)

Вопросы и комментарии отсутствуют