Гитарист и преподаватель Вячеслав Чернов

Статьи по игре на электрогитаре

За годы преподавания ко мне обращалось множество самых разных людей с просьбой помочь им улучшить навыки владения инструментом. Текущий уровень владения, цели, приоритеты и предпочтения у всех, разумеется, были свои. В представленных статьях я хочу сделать определенную сводку базовых знаний по некоторым основам игры на электрогитаре, системная проработка которых необходима абсолютно всем практикующим.

Начало начал #1: разработка моторики правой руки

Электрогитара — это инструмент, с которым очень легко вступить в "клуб": все входные барьеры достаточно низкие. Во-первых, купить все необходимое для этого сегодня не проблема. Во-вторых, электрогитара имеет очень "дружественный интерфейс" — купил, все что надо, подключил, долбанул квинту — вот и рифф сыграл. И стал музыкантом. Со скрипкой или диджериду, например, такой номер не пройдёт — чтобы чисто физически извлечь терпимый звук, нужно учиться. В-третьих, не требуется никаких специальных условий по эксплуатации инструмента — заниматься на электрогитаре можно вообще где угодно, хоть в офисе, хоть в поезде (с барабанами, например, несколько сложней).

Самая распространённая ситуация — человек купил гитару, проковырялся с ней несколько лет, понял, что это совсем не так просто, и теперь необходимо научиться чему-то по-человечески.

Читать далее »

Начало начал #2: как правильно заниматься под метроном

Музыка относится к временным направлениям искусства, то есть к тем, в которых передача образа или состояния происходит через развёртывание произведения во времени (а не в пространстве, как, например, в живописи или архитектуре); без понятия "времени" музыки просто не существует. Именно поэтому навыки, связанные с пониманием и ощущением времени являются важнейшими для музыканта, степень тонкости и точности ощущения времени во многом определяет класс или уровень музыканта (да и слушателя тоже). Музыка по своей форме — это и есть движение звуков во времени. Они могут иметь разную высоту (частоту), амплитуду, тембр; звук может быть один или их может быть множество и т. д. Но время — это именно то измерение, в котором существует музыка. Поэтому резонно предположить, что развитием навыков, связанных с пониманием и ощущением времени (ритмической культурой) необходимо заниматься много и всесторонне.

Читать далее »

Начало начал #3: разработка моторики левой руки и синхронизация рук

Итак, мы наладили работу правой руки в положении "на струнодержателе" (Начало начал #1), научились правильно работать с метрономом (Начало начал #2). Теперь системно подойдём к работе левой руки и синхронизации её с правой.

1. Четыре пальца.

Одними из лучших упражнений для левой руки и синхронизации с правой является игра "хроматических" упражнений (термин не очень корректный, но понятный), в которых активны все четыре пальца левой руки. Все играли такие упражнения (типа 1-2-3-4), но, как обычно, несистемно и неосознанно, не раскрывая весь потенциал эффективности этих упражнений.

Читать далее »

Начало начал #4: исполнение учебных музыкальных произведений

Исполнительское мастерство очень важно оттачивать на игре музыкальных произведений, причём подбирать их нужно сообразно текущему уровню владения инструментом.

На любом музыкальном инструменте в процессе обучения изучаются этюды, небольшие произведения, направленные на совершенствование определённого(-ых) вида(-ов) техники. Однако для электрогитары не существует какого-либо фундаментального сборника этюдов, аналогичного, например, сборникам Карла Черни для фортепиано. В качестве замены может подойти любое произведение, которое подходит под задачу, решаемую этюдами и не так важно, для какого инструмента оно было изначально написано (для фортепиано, скрипки, виолончели и др.).

Читать далее »

Начало начал #5: принцип маятника правой руки

Возвращаемся к изучению техники игры на электрогитаре. Речь пойдёт об очередном основополагающем понятии — о принципе маятника правой руки.

В чём суть? Основная идея заключается в том, что правая рука движется в процессе игры перманентно и равномерно, то есть без остановок и рывков. При этом в нотах в этот момент может быть, например, пауза, но рука продолжает считать (даже может не касаться струн при движении). Маятник.

Зачем нужно? Это фундаментальная вещь в освоении инструмента. Изучение принципа маятника позволит: играть ровней и стабильней; исполнять ритмические рисунки любой сложности (в том числе без предварительного прослушивания); точно определять длительности нот при "съёме" партий на слух; чётко определиться со штрихом медиатора в каждой ноте и т. д.

Для полноценного понимания и усвоения материала потребуются элементарные теоретические знания нотной грамоты и умение играть под метроном.

Читать далее »

Начало начал #6: аппликатурное понимание ладов

Слушая музыку, мы чувствуем, что звуки в мелодии и/или гармонии находятся в определённом соотношении друг с другом. Часть из них являются опорными (устойчивые звуки), поскольку их звучание характеризуется некоторым покоем, производит ощущение устойчивости. Из опорных звуков всегда особо выделяется один — главная опора (мелодии), он называется тоникой. Все другие звуки (неустойчивые звуки) имеют свойство тяготеть к устойчивым. Таким образом, взаимоотношения звуков по высоте подчиняются определённой системе. И такая система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом.

Семиступенная интервальная система (диатоника) подразумевает наличие семи различных звуков октавы в ладу, а пятиступенная (пентатоника) — пяти.

Читать далее »